Горный Алтай, Тува. Путешествие июль-август 2011 года. "Заветными тропами"

Аватар пользователя Таёжник

Я не знаю почему меня так щемяще тянет в горы… Там моя душа получает тот благотворный заряд энергии и положительных эмоций и чем дольше я нахожусь в горах, тем труднее мне вернуться в затворы города.
Наше путешествие начиналось из села Улаган, где живет наш друг, который вызвался поехать с нами проводником до дальней стоянки своего отца вдоль Айгулагского хребта.
В подарок из Барнаула мы привезли ему щенка лайки из питомника. Для алтайца лайка – это очень ценное приобретение, потому что в тайге это больше чем друг и охранник.

Переночевав у него после долгой дороги утром отправились в путь. Дорога оказалась довольно труднопроходимой – бесчисленный подъемы и спуски, каменистые и довольно крутые, боковые уклоны дороги, болотистые низины. Еле заметные нитки дорог то расходились в разные стороны, то опять сбегались в одну. Без проводника для нас найти стоянку не предоставлялось никакой возможности.
Первым на нашем пути был комплекс озёр у подножья Айгулага, самое большое из которых (Сорулукель) было очень красивым. Каменистые берега, местами густо поросшие кедрами, окаймляли голубое озеро с прозрачной и в меру холодной водой.

Дорога всё глубже уходили в непроходимую тайгу. При нашем приближении из-за куста выскочила потревоженная косуля и высоко подпрыгивая понеслась прочь. Я впервые видела косулю так близко – яркая рыжая спинка и совсем маленькие рожки, видимо подросток.

Проехав ещё некоторое время, продираясь через густую чащу леса мы выехали в долину, где во множестве находились заброшенные шахты. Ещё в советские времена здесь располагался лагерь военных, которые и занимались разработкой этих шахт. Что они там искали, так и осталось неизвестным, местных в эти вопросы никто не посвящал, но после того, как работы свернулись шахты взорвали. На поверхности то тут, то там остались полуобвалившиеся колодцы с зияющими отверстиями.

Дальше дорога шла всё время в гору. Приходилось постоянно ехать на пониженной передаче до самого перевала. Было видно, что до нас по нему уже давно никто не проезжал на машине. На перевале у нас была обязательная остановка с соблюдением определённых действий в честь хозяина перевала. Теперь хорошая дорога нам открыта, препятствий быть не должно. Алтайцы заранее готовят белые ленточки – ялома и берут с собой в дорогу. Белая ткань должна быть абсолютно новой, только что купленной, не разу не использованной ранее. Её заранее нарезают на ленточки определенной длины и повязывают на дерево, произнося уважительные слова в адрес хозяина того места, где всё это происходит. У каждого алтайского рода есть своё дерево, на которое они могут завязывать ялома. Имеется в виду порода дерева. Кто-то вяжет на кедр, кто-то на лиственницу, кто-то на ель. Итак посидев на перевале и отдав дань духам едим дальше.

Проехав несколько бродов через речку показалась алтайская стоянка, но пока не наша. Ещё издали заметив наше приближение находящиеся на ней алтайцы поспешили спрятаться и из укромных мест с разных сторон наблюдали за нашим прибытием. Они внимательно изучали нас в бинокли и только после того, как заметили знакомого они вышли нам навстречу. Вокруг гуляли многочисленные стада коз, овец, коров и очень большой табун лошадей.

Я спросил, чем вызвана такая осторожность к чужим людям, на что получила ответ, что таёжные жители ко всему относятся с опаской и осторожностью. Тайга их так воспитала – быть всегда начеку. Эта оторванность от внешнего мира накладывает определенный отпечаток и на их характер. Долго присматриваются к незнакомым людям, изучают, в разговоры стараются не вступать, но и неуважительного отношения к себе не потерпят. В тайге разговор короткий… Зато когда они раскрываются перед тобой, то видишь, что это довольно приветливые и добрые люди, хорошо разбирающиеся в тонкостях тайги, повадках животных и на удивление хорошо знающих свою историю.

Только к вечеру мы доехали до горного склона где находилась нужная нам стоянки. Два небольших аила и большие загоны для животных. На моё удивление взрослых никого не оказалось, только четыре маленьких мальчишки от 3-х до 5-ти лет, да три лайки. При нашем появлении они сначала попрятались, но потом увидев родного дядю выбежали нам навстречу (племянники как-никак) и с любопытством начали нас разглядывать.

Взрослых, как оказалось не было с самого утра. Дед уехал на охоту ещё засветло, а молодая сестра нашего друга где-то со стадом в горах. Я поинтересовалась, как таких маленьких не боятся оставлять одних на стоянке, ведь вокруг столько опасностей, хотя бы в виде многочисленных волков, бродящих в округе. На что получила ответ, что они с детства привычные, по другому нельзя. Тем временем мы стали располагаться на ночлег, т.к. солнце стремительно садилось за край горы. Мы поставили лагерь недалеко от аилов, дабы не нарушать привычного уклада жизни нашим присутствием и стали осматриваться. Какая здесь величественная красота! Горный склон, покрытый альпийской растительностью, с одной стороны ограничен тайгой, а с другой отрогами Айгулагского хребта. Высота места стоянки по навигатору – 2100 метров. Из под камней бьют многочисленные родники, стекая в окаймляющую долину реку. Вершины гор, покрытые снегом, резко выделяются на фоне синего, темнеющего неба и пронзительная тишина, такая, что дух захватывает…Когда уже совсем стемнело верхом на коне показалась девушка, гонящая стадо на стоянку. Ей 23 года и она одна проводит в тайге большую часть своей жизни. Всё это отражается на её мужественном, неулыбчивом лице. Я спросила у неё разрешения побывать внутри аила и пока она занималась дойкой наш спутник описывал и показывал их быт. Внутри аила было всё предельно просто – женская и мужская половины, в центре огонь, сверху отверстие для дыма. Отапливают аил «по-чёрному», поэтому сверху свисают крюки, где коптят мясо и сыр. Ребятня уселась вокруг огня и внимательно, не понимая ни единого слова, слушала наши беседы и наблюдая за нами чумазыми мордашками.

- Это настоящие чистокровные теленгиты – сказал наш спутник, указывая на мальчишек - таких уже мало осталось, люди перемешались.
Я посмотрела на старшего – голубые миндалевидные глаза, темно-русые волосы, продолговатый нос. Мальчик аккуратно тесал полешко острозаточенным топором, подбрасывая щепки в огонь. Мне было страшно смотреть, как большое лезвие приземляется в одно и то же место совсем рядом с пальчиками малыша. Перехватив мой взгляд наш друг улыбнулся и сказал: - Эти дети с раннего детства учатся сидеть на лошади, держать топор и стрелять из ружья. Иначе им здесь не выжить.

Новорожденный жеребенок

Молодая девушка принесла нам парного молока, а сама села за ручной сепаратор. Горный воздух, альпийская растительность и чистая вода делали своё дело – животные давали необычайно вкусное молоко. Нас угостили и молочно-кислым напитком айраком. Это что-то среднее между кефиром и кумысом. А вкус копченого сыра был очень необычным.
Когда мы уже легли спать вернулся отец с охоты, поэтому познакомились мы с ним только утром за чаем. За разговорами просидели до самого обеда. Это был пожилой алтаец 70 лет, но на вид ему едва дашь 60 – столько в нем сквозило жизненной энергии и силы. Меня поразило его отношение к природе и окружающему миру. Вернее даже сказать его мироощущение. По верованию он принадлежал к древней вере тенгри и поклонялся духам природы испрашивая у неё разрешение на все, что бы он не делал. Меня поразило его знание истории, какой мудростью сквозили его рассказы о былом. К обеду он заторопился, надо табун съездить проведать, а то в этих местах много волков развелось, шалят. А я стала разделывать мясо косули и варить из неё похлебку.

Пообедав мы попрощались с хозяевами и поехали дальше.

Путь наш лежал до озера, находящегося в верховьях склонов Айгулагского хребта. Дороги кончились, были только направления, вот этими направлениями мы и пустились в путь. В окрестностях этого озера было много развалин каких-то древних строений. Как нам объяснил наш спутник здесь можно было найти развалины древнего монастыря и сторожевых вышек на горных возвышенностях, и остатки каких-то культовых сооружений. Наш друг рассказал нам, как однажды нашел в этих местах очень старые стрелы от лука. Места поистине уникальные. Взяв с нас слово, что мы не приведём сюда посторонних, наш проводник по дороге показал нам их родовой источник. Из чащи кедровника вырывался быстрый ручей и во впадине между камнями образовывал небольшое озерко. Вода в нём как бы кипела от многочисленных пузырьков, вырывающихся из недр земли. Вероятно это радон. Здесь вся их семья лечится, когда сильно заболевает, причем очень успешно. Вкус у воды был очень интересный, но запаха не было. Ополоснувшись и набрав с собой канистры воды мы двинулись дальше.

Когда дороги действительно закончились совсем, мы поехали за впереди идущим проводником, перебираясь с холма на холм. Места воистину незабываемые. Попадались места с бешенной энергетикой – хотелось бежать, кричать, ликовать. Но попадались нам несколько раз и совсем иные места, «тёмные». Таких мест надо избегать, иначе затянут и не отпустят. Я остановилась у одной такой расщелины. Голова кружилась, подташнивало, сильно захотелось спуститься в неё. Воздух гудел… Отъехав на значительное расстояние самочувствие начало восстанавливаться.

После 6-часовой езды без дорог взобравшись на очередную горку мы наконец увидели небольшое озеро. Но спуститься к нему оказалось не так то просто. На спуск ушло ещё 1,5 часа. И вот мы на месте. Вода в озере чистая, прозрачная как стекло. Около берега хорошо видны многочисленные струйки пузырьков. Тоже радон. А вокруг девственная красота. Взору открывались отвесные скалы Айгулага, перемежающиеся с горными долинами, множество озёр больших и маленьких, голубых и зелёных. Оставшееся время до захода солнца мы обследовали окрестности пешком, поставив лагерь на берегу озера. Синее небо, звенящая тишина, величественные снежные вершины, заросли вереска и золотого корня – природа открывала перед нами свои богатства.

Я нашла место на возвышенности, выложенное камнями и села собраться с мыслями, а мыслей в голове был рой – что, зачем, почему… Разве на все вопросы найдёшь ответы? В таких местах действительность воспринимается совсем по другому. Ведь не зря судьба завела меня так далеко дав собраться с мыслями. Мне сказали, что человеку всё должно открываться постепенно, без спешки дабы дать ему возможность усвоить увиденное и услышанное. Если судьба даёт тебе шанс, не упускай его, только так ты можешь узнать зачем родился.
А ночью из-за гор вышла большая луна и по озеру побежала лунная дорожка. Я ещё долго сидела и смотрела на неё и ждала, что кто-то придёт ко мне по этому зыбкому пути.
С утра позавтракав мясом косули и допив молоко мы отправились в обратный путь попутно любуясь открывающимися нашему взору всё новыми горными долинами, реками, водопадами и озёрами.

Ваша оценка: Нет (2 голоса)