КЫСХЫШТУБЕК. НАЕДИНЕ С СОБОЙ ...

Аватар пользователя Таёжник

Итак, пришло время совершить путешествие, идея которого уходит корнями в далекое прошлое, когда я страстно хотела, но ещё не могла совершить его в виду незрелости сознания и подготовленности ума. В жизни каждого человека приходит время подведения итогов и в зависимости от того с каким багажом он к этому подходит и зависит конечный результат. Существуют места, где сделать это проще, в силу своей обособленности и определенной насыщенной энергетики.
Человек должен почувствовать это место, услышать его зов у себя в душе. Вот тогда действительно пора и ты идёшь к этой цели, не взирая ни на что. Вот и для меня такое место определилось много лет назад. Однажды, сидя на перевале и любуясь бескрайними далями я увидела его в нагромождении хребтов и сразу почувствовала непреодолимое желание туда попасть. Затем, спустя несколько лет, я вновь услышала о нём из рассказа одного старого охотника, в ответ на мои вопросы. Но все попытки в то время туда добраться так и не увенчались успехом. Всё время что-то мешало или обстоятельства просто не складывались.
Теперь я понимаю почему, но для этого понимания понадобились многие годы самореализации и развития. На страницах этого небольшого отчета я постараюсь передать мои мысли и ощущения, которые я испытала, находясь в изоляции. Суть путешествия заключалась в трёхдневном одиночном пребывании у подножья горы Кысхышты-Оюк на одноименным озере. В месте абсолютно безлюдном, но не безжизненном. Мне предстояло справиться со своими страхами и познать мир настолько, насколько это было для меня возможным. Познать мир физический и мир духовный. Вместо слушать научиться слышать, а вместо смотреть – видеть.
Я приведу здесь выдержки из дневника, который я вела во время моего пребывания на озере, возможно кому-то это будет интересным, а возможно кому-то покажется скучным. Но я всё же рискну это сделать…

Выезд на маршрут был намечен на начало июля. По расчетам я должна была оказаться на месте в новолуние. Это важно! Так как многие природные явления чётко подчинены влиянию луны. Забрав двух проводников из Улагана отправляемся в путь. Едим двумя машинами. Наша задача сегодня проехать как можно дальше вдоль реки Кубадра.

Сквозь лес по лесовозной дороге штурмуем подъем в гору, выскакиваем на алтайскую стоянку, минуем болото и вновь углубляемся в тайгу. Нам нужно выскочить на самый верх, а затем снова свалиться к реке. Затем идя руслом обойти прижим и дальше искать путь в ущелье. На половине пути оставляем УАЗ, он дальше не пройдёт. Японская техника едет дальше.

По какому-то волшебству дорога нам пока открывается, хотя по логике вещей ехать здесь уже нельзя.

К вечеру добираемся до места, откуда решено было идти пешком. Устраиваемся на ночевку, а с утра отправляемся пешком в ущелье. В принципе достигнуто было не мало. Пешеходная часть пути сократилась, благодаря проходимости машины, на 17 км. Это много, если учитывать немалый вес рюкзака и труднопроходимость этих мест. Сварив ужин на костре, наскоро поставив палатки ночуем на небольшой таёжной поляне. Это глухой лог, запертый в ущелье среди густого леса. Тайга полна жизни и звуков, особенно ночью. Поэтому далеко отходить от лагеря ни у кого особого желания не возникает. События этого дня - видели волка и свежий след медведя. Завтра трудный день, придётся преодолеть почти вертикальный подъём в гору, а затем множество подъёмов и спусков. В общей сложности пройти нужно будет около 8 км, а может быть и больше.

Утром, надев рюкзаки продолжаем путешествие. Подъем довольно крутой, поднимаемся вдоль речки с многочисленными водопадами.

Идём по звериной тропе. Иногда она так близко подходит к краю ущелья, что у нас дух захватывает. Не дай бог у кого нога соскользнет...

Не буду описывать всех сложностей этого дня. Скажу лишь, что всё закончилось благополучно. Пройдено было около 10 км до базового лагеря. Время в пути 8 часов. Силы были растрачены почти полностью, но когда мы вышли на финишную прямую и нам открылся вид на ущелье и гору - то впечатления от увиденного сгладили всё. Перед нами открывалось узкое ущелье по которому с грохотом неслась река, низвергая по камням множество каскадов и водопадов. Склоны ущелья, густо поросшие кедром, резко обрывались вниз отвесными скалами. И венцом всему этому была гора с ослепительной снежной вершиной. Наверно такие места и должны быть труднодоступными, чтобы сохранить свою красоту в нетронутом виде.

Озеро, на котором мы устроили базовый лагерь. Оно просто великолепно в лучах вечернего солнца.

Поставили лагерь, сварили ужин и сели пить чай у костра, любуясь красками заката. Природа творила волшебство, разливая по небу всполохи красных и багряных красок. А ночью были звёзды, миллионы звезд не небосводе. Мы попали в сказку...О чем ещё можно мечтать? Завтра я ухожу на точку, где будет проходить моё уединение. Проводник отведёт меня и я останусь одна со своими мыслями и наедине с природой...

То же озеро, но уже утром.

Позже, обследовав близлежащие ущелья и саму долину в окрестностях лагеря, были обнаружены четыре больших горных озера и множество маленьких. Каждое по своему неповторимо и красиво. Наша стоянка располагалась в очень красивом месте. Это была небольшая поляна на берегу озера, поросшая кедром. Озеро мерно плескалось о каменистый берег,поражая своей изумрудной глубиной. В облаках парил беркут, как будто приветствуя нас и давая своё безмолвное согласие на вторжение. Я давно мечтала увидеть эту прекрасную птицу на свободе. Размах его крыльев может достигать 2,5 м. Беркут это самый крупный орёл. Это очень скрытная и осторожная птица, поэтому увидеть его так близко большая редкость.

Я собираюсь покинуть лагерь. Беру с собой только самое необходимое из продуктов и одежды.

Проводить нас вызвалась Татьяна. Сегодня нам нужно будет пройти чуть больше 3-х км по потрясающе красивой долине, зажатой между двумя хребтами.

Переход оказался довольно трудным. Мы стремительно набирали высоту, перебираясь через многочисленные ручьи, заросли мелкорослой берёзки и каменистые осыпи.

И вот наконец появилось озеро. Именно из него вытекал небольшой водопадик.

Наконец конечная точка достигнута. Я на месте. Прощаюсь с проводником и Татьяной. Провожаю их взглядом и понимаю, что вот я и осталась одна, наедине с этой красотой озера и горы, наедине со своими страхами, сомнениями и мыслями. С которыми мне предстоит справиться и всё поставить на свои места...

Вокруг были тишина, уединение и свобода. Свобода, с которой ты первое время не знаешь что делать. Некуда спешить, некого контролировать, не с кем спорить или кому-то что-то доказывать. И я поймала себя на мысли, что первый раз я не строю никаких планов и не ставлю себе никаких задач. Я просто неспешно живу, подчиняясь течению времени. Мы постоянно куда-то спешим, у нас постоянно череда дел и забот, ответственности перед кем-то и за что-то, постоянное и порой бессмысленное подтверждение своего личного статуса…

И вдруг ничего этого не стало и на освободившееся в голове место хлынули потоки мыслей и чувств, ощущения свободы, гармонии и согласия с самим собой. Ты наконец начинаешь слышать себя и окружающую тебя природу, ощущать своё место в огромном мироздании с его законами и правилами… Ничего не надо придумывать, надо просто им следовать. На небо набежали тучи. Я смотрела на всё это и думала - ну вот, сейчас меня накроет гроза. Но тучи накрыли котловину озера, накрыли и остановились. Ветер постепенно стихал, играя водами озера и у меня вдруг сложилось впечатление, что мне дают отсрочку для адаптации. Близились сумерки и мне нужно было успеть до полной темноты приготовить незамысловатый ужин. Недалеко под горой я нашла разросшийся кедровый стланик с небольшим количеством сухих веток. С собой я брала сухое горючее и охотничьи спички, на случай если совсем ничего не найду. Разведя маленький костерок вскипятила себе чай и закусив небольшим количеством сухофруктов и сухарей улеглась в палатку спать. Теперь нужно было пережить первую ночь. Не могу сказать, чтоб я чего-то боялась, но когда опустилась кромешная тьма все чувства встали в боевую готовность. Множество незнакомых звуков и шорохов заставляли настороженно прислушиваться. А звуков и шорохов было великое множество и тонкая грань палатки всего лишь создавала иллюзию защищенности. И я понимала,что если кто-то решит напасть на меня, то палатка вряд ли помешает это сделать. Из оружия с собой у меня был охотничий нож, который я положила на всякий случай поближе к себе. Очень давно один старый охотник, зная мою страсть к таёжным походам, сам сделал мне этот нож в подарок. На кожаные ножны он нанес охотничью обереговую символику. Вот так с тех пор и путешествует этот нож везде со мной, как амулет. В таком положении и с такими мыслями я попыталась погрузиться наконец в сон в надежде, что когда проснусь уже наступит утро, а при свете дня все наши ночные страхи кажутся нам мягко говоря преувеличенными.

Ночью меня разбудила страшная непогода. Шквалистый ветер мерно завывал в расщелинах скал, дождь, переходящий в град лупил по палатке так, как будто хотел прибить её к земле, а ветер пытался сорвать её и унести подальше от этого места. С приходом непогоды температура начала резко падать и быстро понизилась до минусовой. Было 3 часа ночи и до рассвета оставалось 2 часа. Под шум дождя и завывание ветра я вновь погрузилась в слабое подобие сна…

К утру дождь стих, но было ещё довольно ветрено и пасмурно. Попив чайку и наскоро закусив решаю невзирая на погоду обследовать окрестности озера. Пока я умывалась в озере за спиной у меня раздался камнепад. Обернувшись, я увидела скачущих почти по вертикальным отвесным скалам стадо козерогов. Это было завораживающее зрелище. Прекрасные животные с красивыми закрученными рогами легко преодолевали немыслимые кручи. Я стояла и смотрела на них, как завороженная. Затем стадо добралось до ближайшего утёса и спряталось за выступающую скалу, а в поле зрения у меня осталось одно животное, так называемый дозорный, который внимательно следил за всеми моими передвижениями. И это продолжалось довольно долго, в течение всего времени пока я бродила неподалёку. И лишь когда я ушла в дальний конец озера к водопаду они ушли за хребет.

Как будто горный дух улыбается и смотрит на меня.

Добравшись до водопада и оглядев каменный вал, с которого срывался водопад, я решила сегодня его не штурмовать - не всё сразу. За ним находилось последнее озеро у подножья горы, дальше которого ходить уже не нужно.

Вообще гора представляет собой великолепное создание природы. Это огромный монолит с шапкой снега на вершине. Гора имеет вогнутую полукруглую поверхность в виде каменного зеркала. Такие зеркала могут отражать и усиливать различные энергетические и информационные потоки. Наибольшая загадка, связанная с каменными зеркалами подобного типа, это их способность изменять время. Считают,что оно является местом перехода в другие параллельные миры. О том, что вогнутые зеркала способны “растягивать” или “ужимать” время, две тысячи лет назад на острове Патмос получил откровение Иоанн Богослов. Но если он услышал и передал нам зашифрованную в притче информацию, то используя исследования академика Козырева, было сделано зеркало, которое ход времени… меняет. Но что-то я отвлеклась и это уже совсем другая история. Но тем не менее близость астрального мира ощущалась, он можно сказать "просвечивал" сквозь наш, давая ощущение чего-то не реального. Я постоянно чувствовала, присутствие кого-то неподалёку, мужчины и женщины. Постоянное незримое наблюдение за тем, что я делаю, а главное думаю. Такое впечатление, что мои мысли слушали и даже иногда направляли в нужное русло. Стоило «отпустить» своё зрение и они незримо возникали, стоящими поодаль. Но стоило только сосредоточенно попытаться вглядеться, как сразу это что-то неуловимое бесследно исчезало...

После обхода озера я обнаружила ряд огромных камней валунов симметрично «расставленных» по периметру озера. Почти на каждом из них была выложена горкой рукотворная пирамида из камней. Возле одного из таких камней я с удивлением обнаружила растущую лиственницу. С удивлением, потому что здесь совершенно отсутствовали какие-либо деревья, кроме низкорослых берёзок и кедрового стланика. Вероятно её когда-то кто-то посадил здесь для определенной цели, потому что на ветвях дерева развивались остатки истлевших белых ленточек (дъялома). Они были настолько старые, что время превратило их ткань в нитки. Раньше в такие места обычно приходили шаманы, чтобы остаться здесь наедине с духами и природой. Именно после них оставались такие ритуальные камни и ленточки. Но на этом озере было видно, что давно уже никого не было.

Начала собираться гроза, раскаты грома вывели меня из задумчивости и я поспешила вернуться к палатке, где своевременно укрылась от хлынувших с неба потоков воды. Так закончился мой очередной день на озере.

Утро следующего дня встретило меня солнышком и полным безветрием.

Сегодня я всё таки решила предпринять попытку взобраться на каменную гряду с водопадом и всё так посетить озеро у подножия горы. Быть рядом и не попытаться прийти к самой горе, чтобы сказать ей слова почитания - это наверно не правильно. Но стоило мне об этом подумать, как я увидела две одинокие фигура на склоне горы, приближающиеся ко мне. Это был алтаец Дима и мой Саша. Они с утра вышли обследовать окрестности ущелья - Дима в поисках козерогов, а Саша преследуя тайную мысль всё таки не смотря на все мои увещевания, проведать меня и убедиться, что со мной всё в порядке. Я конечно была рада их видеть.

Они пробежались по близлежащим ущельям и озёрам. В каждом из них была своя неповторимая красота.

Дима остался изучать близлежащие уступы, узнав, что утром я здесь видела козерогов, а мы с Сашей отправились к последнему озеру.

Вскоре откуда ни возьмись набежали тучи и заморосил мелкий дождик, постепенно усиливаясь и переходя в хороший ливень. Мы спрятались от дождя под огромным валуном. Что это? Очередное испытание или не желание пускать нас туда? Ладно торопиться не будем. Если дождь прекратится, то продолжим путь. Если нет, то вернёмся назад. Вскоре дождь и действительно начал стихать. Тогда в путь.

Вид на моё озеро с верхнего вала над водопадом.

Вот и последнее озеро. Оно намного суровее моего, берега упираются в отвесные осыпи скал, а глубина поражает своей голубизной.

Вот она, гора Кысхышты-оюк. Вокруг были раскиданы груды камней. Это был белый мрамор с розоватыми прожилками, матово поблескивая в пробегающих среди туч лучах солнца. Неужели гора мраморная? Монолит из белого мрамора... По приезду надо бы почитать о свойствах этого камня.

В дальнем конце озера опять виднелся небольшой водопад.

Пришла пора отправлять Сашу в обратный путь, а мне остаться одной в этом уединенном месте.

Прощальная фотография и я возвращаюсь к озеру.

Я стояла и смотрела на подножье горы... Тишина была такая, что казалось я оглохла. Ни ветерка, ни пения птиц, ни даже стука осыпающихся камней. Время как-будто остановилось. Перед глазами вдруг потянулись чередой мои прошлые жизни. Я видела лица, мужские и женские, разных рассовых сословий...Это было как разглядывание старого семейного альбома. Череда смертей пролетала перед глазами, внезапно заканчиваясь очередной вспышкой... Я очнулась как-будто от толчка сзади, но вокруг никого не было. Ощущение усталости давило на вески, надо было возвращаться к палатке и срочно восстанавливать силы. Опыты такого рода вполне не безопасны.

Когда я добралась до палатки было уже 8 часов вечера. День пролетел необычно быстро или может мне так показалось. Наверно я довольно долго, на самом деле, была у подножья... Наскоро поужинав и попив чаю забираюсь в спальник. В горах резко темнеет,поэтому сумерки самое удачное время устроиться на ночлег, чтобы потом в кромешной тьме не искать свой временный дом. Заснула я быстро, усталость взяла верх. Сколько я проспала, не знаю, но проснулась я от долетавших до меня звуков играющего топшуура (это алтайский национальный инструмент с двумя волосяными струнами, он немного похож на нашу мандолин. Топшуур используют кайчи (народные сказители) для исполнения эпосов и разговора с духами). Вокруг была кромешная темнота. Пела женщина тихо и задушевно, звуки как будто доносились порывами ветра, то стихая, то усиливаясь снова. Я понимала, что рядом со мной не может быть никого, но страха не было. Было спокойствие и уверенность в том, что теперь обязательно всё будет хорошо. Я закрыла глаза и слушала, слушала,слушала... Позже, поблагодарив за песню, я уснула сном младенца и проснулась лишь когда уже во всю светило солнце.

Утро встретило меня сияющим солнцом и хорошим настроением. Это был последний мой день на озере, последний день моего уединения. Я сходила на маленький водопадик, вытекающий из моего озера, чтобы ополоснуться. Вокруг всё было вроде бы так же и и всё же иначе. Как-то громче пели птицы, пронзительнее казались запахи, глубже цвета... Я ещё раз обошла вокруг озера, посидела на огромном камне. Рядом со старой выложенной пирамидкой сложила свою, поменьше - малую толику того, что хотелось отдать из глубины души этому месту. Пусть она стоит на фоне величественной горы, воспоминание о которой неизгладимо останутся в моём сердце.

Я не стану описывать всего, что происходило внутри меня, что смогла здесь почувствовать и увидеть, с кем состоялись внутренние диалоги. Во-первых, это действительно не легко, так как наш словарный запас слишком беден, чтобы описать вещи подобного рода, описать так, чтобы тебя поняли. А, во-вторых, пусть это останется внутри меня, в чертогах моей души, как что-то сокровенное и личное. Потому что это действительно очень личное, касающееся только меня. Теперь мне предстоит всё осмыслить и понять. Я стала другой и это хорошо. Это то, за чем я пришла. Теперь необходимо научиться с этим полученным опытом жить, не нарушая прежнего уклада жизни. Наверняка в подобном случае было бы проще уединиться и поселиться где-нибудь в тихом месте, мирно и размеренно доживая свой век. Но вряд ли тогда возможно применение к жизни полученных уроков, а ведь именно для этого они нам и даются. Каждому в своё время. Теория без практики бесполезна. Впереди мне предстоит ещё долгий путь размышлений и испытаний, а пока мне нужно возвращаться в лагерь, где меня уже с нетерпением ждут друзья и близкие.

Собрав палатку и рюкзак бросаю прощальный взгляд на гору. Она прекрасна в лучах утреннего солнца. Мне стало доступно её великолепное сияние и поверьте, если это увидеть хоть однажды, то уже все потраченные для этого усилия будут не напрасны.

Озеро не отпускало... Но волевым усилием надеваю рюкзак и быстро ухожу в направлении базового лагеря. Обратный путь показался легче. Идти всегда приходилось под гору по уже знакомым местам. И вот наконец, обогнув небольшую скалу выхожу к озеру. На другом конце виднеется наша стоянка, люди живут своей неспешной жизнью, над костром вьётся дымок. Меня ждут, я это отчетливо почувствовала. Мой муж Саша первый заметил меня и начал махать рукой. Когда до лагеря оставалось совсем немного ко мне из леса с визгом вылетел мой пёс и начал прыгать, пытаясь лизнуть меня в руки и лицо. Я была счастлива не меньше этой собачей радости.

И вот я уютно устроившись с кружкой чаю уже сижу у костра. Непривычно много людей о чём-то говорят,смеются, хлопочут. Ловлю себя на мысли, что не могу пока переключиться. Я как-будто сама тут, а часть меня ещё там, на озере. Когда ты один - ты никуда не спешишь, но тебя постоянно тянет к людям. И только снова попав в общество людей ты начинаешь понимать цену уединения...

Прощальные посиделки у костра. Завтра длинный спуск и обратная дорога.

В обратный путь.

Радость встречи

Возвращение в Улаган.

Миша, Оля и Таня уезжают на Уткуль, а у нас есть ещё недельная возможность адаптироваться до возвращения в город.

Съездили на водопад и серебряный источник.

Прозрачные воды Башкауса.

Ну вот и закончилось моё небольшое путешествие. Что задумывала - удалось, что желала - получила. Понимание всего пережитого придёт позже. Чувства и благодарность переполняют душу. Огромная благодарность судьбе, что она дала мне возможность исполнить мечту. Нужно жить в полную силу, жить сегодня, а не завтра, не откладывать насущных дел на потом. Потому что никогда не знаешь, что придёт завтра - следующее утро или следующая жизнь... Ты просто можешь не успеть реализовать намеченное и отдать свои долги...

А закончить свой небольшой отчет мне бы хотелось одним очень мудрым высказыванием. Настолько мудрым, что тем, кто сможет понять его глубинную суть уже не придётся задавать себе вопрос о смысле жизни.

"Один из самых полезных жизненных навыков - это умение быстро забывать всё плохое:
не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами,не упиваться раздражением, не таить злобу.