По БАМу на северный Байкал

Аватар пользователя Таёжник

Идея попасть на озеро Байкал по дороге, идущей вдоль легендарной магистрали, возникла давно. В свое время это была великая стройка века, протяженностью в 57 лет (с 1932 по 1989 год). Хотелось увидеть все своими глазам и соприкоснуться, так сказать, с историей.

Наш маршрут: г.Барнаул – Кемерово – Красноярск – Братск – Усть-Кут – Северобайкальск – Нижнеангарск – остров Ярки. Общая протяженность в один конец – 2556 км.

Северный Байкал, из-за своей удаленности и отсутствия автомобильных дорог, остается последним участком на Байкале с первозданной нетронутой природой, не испытавшим на себе негативного воздействия человека и туризма. На восточном побережье находится Баргузинский биосферный заповедник, созданный специально для восстановления байкальского соболя. Это первый в России заповедник, организованный в 1916 году. Непроходимая тайга, скалистые мысы и бурные горные реки в сочетании с заповедным режимом сохранили здесь девственный мир без троп и дорог.
Итак, выехали из Барнаула 12 июля в две машины. С собой везли моторную лодку в прицепе, т.к. конечная цель нашего маршрута – переправа на остров Ярки, установка там базового лагеря и уже оттуда предполагались водные путешествия по Байкалу в достопримечательные места.
Через 180 км началась еловая тайга и сплошные болота. Дорога – асфальт с ухабами и волнами. За 50 км до Кемерово началась автомагистраль. Когда же, наконец, и у нас в Горном Алтае будет такая – ехать одно удовольствие. Перед Ачинском прямо на дорогу вышли два лося. Это было так неожиданно, что сфотографировать их конечно же никто не успел.
Уже ночью проехали Красноярск, поэтому города почти не видели, посмотрим на обратном пути.

Стоянка на реке Бирюса.

За Тайшетом дорога началась отличная. По краям непроходимая тайга и сплошные болота.

Трасса М53.

Дорога на Братск.

Вторая стоянка была на Братском водохранилище. Братск на закате.

В Братске земля абсолютно красная, воздух сильно загазованный, всюду стоит чад. Бензин уже по 37,40.

Братское водохранилище.

Вдали видно Братск.

На ГЭС опустился туман, посмотреть на неё удалось только на обратном пути. Но сброса воды не было и ожидаемого эффекта мы не увидели.

За Братском дорога становится хуже – то асфальт, то красная грунтовка.

От красных дорог всё вокруг покрывается красной пылью – кусты, машины, люди.

Дорога убегает вдаль, а рядом мерно покачиваясь то появляются, то вновь убегают вглубь тайги железнодорожные вагоны. Дорогу тянули сквозь сплошные болота, количество гнуса просто поражает. Досталось же от него строителям БАМа.

Очень понравилась река Илим. Выше находится Усть-Илимское водохранилище.

БАМ всегда рядом.

Дальше по пути нашего следования был г.Усть-Кут. Если от Братска до Усть-Кута асфальт перемежался с хорошей грунтовкой, то в Усть-Куте мы совсем попрощались с асфальтом и началась плохая дорога. До Северобайкальска оставалось 364 км которые мы прошли за 9 часов. Две трети дороги ямы, выбоины, грязь. Усть-Кут стоит на реке Лена, а вернее в её верховье. Здесь она сливается с рекой Кут и впервые становится судоходной. Большая железнодорожная развязка вплотную подходит к судовой верфи. Везут в основном лес. Вообще масштабы вырубки и транспортировки леса меня просто поразили. Лес заготавливается в таких масштабах, что можно построить пол России. Лесоперерабатывающие предприятия порой простираются чуть не до горизонта. Затем бесчисленные составы поездов везут всё это куда-то на восток. А вокруг нищие деревни и поселки с покосившимися избами. Эх, продаем Россию, матушку…

Верховья реки Лена.

Заехав в Иркутскую область, мы попали в край бескрайних лесов, болот, гнуса и дальнобойщиков. Такого количества фур на дорогах я не видела никогда. Они просто заполонили все дороги. Ну и конечно гнус здесь просто зверский. Комар и мошка атакуют тебя сразу же, как только ты выходишь из машины. Без накомарника и репеллентов о том, чтобы встать на стоянку не может быть и речи. Во всем виноваты болота, которые повсюду. Так же столкнулись с проблемой питьевой воды. Многочисленные ручейки и речки также текут из болот и имеют неприятный запах и привкус. Такого обилия родниковых источников, как у нас в Горном Алтае, здесь нет.

Многочисленные БАМовские мосты.

Река Киренга.

Итак мы прибываем в город Северобайкальск. Мы проехали 2531 км, были в пути три дня.

Город Северобайкальск расположен на северном берегу озера Байкал. Своим возникновение обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Суровая красота северной природы придает неповторимый колорит Северобайкальску. Город расположен среди сопок и тайги, имеет оригинальный архитектурный облик и свой стиль.

Здесь до сих пор ходят "Каметы".

Дорога до Нижнеангарска пролегала вдоль Байкала и составляла 25 км. Наконец-то мы впервые увидели славное море – священный Байкал.

Вдоль дороги попадались многочисленные памятники БАМовских времен.

Нижнеанга́рск — посёлок городского типа в Республике Бурятия, на северо-западном берегу Байкала. Население 5,5 тысяч человек. Основан в 1643 году русским землепроходцем Семёном Скороходом. Имеет аэропорт, небольшой порт, живет в основном рыбной ловлей и обслуживанием БАМа.

Из Нижнеангарска с косы нужно переправиться на остров Ярки.
Ярки — цепочка песчаных островов в северной части Байкала, к юго-востоку от посёлка Нижнеангарска. Отделён от материка устьем реки Кичеры, шириной до 150 метров. Имеет протяжённость 17 километров и ширину от 20 до 100 метров. Ярки отделяют от Байкала дельту рек Верхняя Ангара и Кичера, которые образуют мелководный залив Ангарский сор. Ярки славятся своими песчаными пляжами и тёплыми лагунами. Вода здесь прогревается до 24*С это самое теплое место на Байкале. Северная сторона острова покрыта кедровым стлаником. В Байкальском сору много рыбы.

Начинаем переправу. Разбираем и надуваем лодку, выгружаем вещи.

Машины ставим неподалеку, договорившись с местным бурятом и начинаем переправу. На острове много мест для стоянок. Так как туризм здесь еще не развит в той мере, как в других областях Байкала, денег за стоянки никто не берет. Найти подходящее место не составило большого труда. Перевозим на лодке туда весь наш скарб тремя рейсами и устанавливаем базовый лагерь. Со стороны палаточно-спальной зоны плещется Байкал, со стороны административно-хозяйственной Байкальский сор.

Итак лагерь стоит, отряд на линейку построен для выполнения поставленных задач.

После изнурительной дороги выделяется день на отдых. Все походы будут завтра, а сегодня отдыхаем.

5
Ваша оценка: Нет (3 голоса)

Комментарии

Аватар пользователя Dim0n

отличный отчет! все бы так! МОЛОДЦЫ! Wink

Грязный танк в бою не видно!

Аватар пользователя Макси

Прочитала... Как будто опять там побывала! Так классно было!!! А сколько ещё фоток есть классных, все в отчет не влезут!

Аватар пользователя Denikin
5

Красиво! молодцы! приятно читать и смотреть! Smile