Экспедиция Чулышман-Джазатор-Ледники. Август 2010г.

Аватар пользователя Kor73

Вот этой поездки ждали долго - всю зиму. У жены (Людмилы) планировалось 2 (а если повезет то и 3 недели отпуска), чего только не продумывалось на этот период - и Монголия, и Краснодар и Байкал и Горный и Колымский край.... Но при более детальной разработке маршрута, все же склонялись к тому, что для дальней экспедиции этого количества дней мало, зато для Горного хватит за глаза, на чем и остановились. 

Точно проработать маршрут невозможно, т.к. многое зависит от погодных условий и некоторых других факторов, но основные цели намечены были, а остальное ньюансы )))))

Поездка изначально планировалась на 2-х машинах - мой Сурф и УАЗ-Буханка Таежников. Выезд был запланирован на 27-е июля. Но тут возникли некоторые сложности - во первых у меня были проблемы по работе и я не мог точно сказать смогу ли я выехать 27-го, и если смогу, то во сколько. А во вторых, так как в машину Таежников набралось аж 9 человек с багажом )))) то они не могли на УАЗе с таким весом, колесами 33" и без ГУРа делать продолжительные марш-броски - слишком это тяжело для водителя. Поэтому, чтобы не привязываться друг к другу по времени выезда и пробегу по автостраде Чуйского тракта, было решено встретится на Радоновых источниках перед перевалом "Теплый ключ" по дороге на Укок вечером 28-го июля, а уже от туда продолжить совместное путешествие на оставшийся период... Но судьба во всё вносит свои коррективы... хотя начнем по порядку

У меня все сложилось. Все рабочие и другие вопросы были улажены и разрулены к вечеру 26-го июля. И утром 27-го, как и планировалось мы заехали в "Ленту" за остатками продуктов и двинулись в путь. Машина была загружена под завязку так, что установленные накануне выезда на заднюю подвеску пружины от ТЛК80 просели до уровня ниже родных Сурфовских ))) Верхний багажник был также загружен и при разгоне на трассе от него шел рев, как от реактивного самолета ))) Сурф страшно тупил при разгоне и никак не хотел идти больше сотни, к томуже у меня еще с лева сидит ограничитель скорости, у которого появился еще один дополнительный датчик скорости в виде большого арбуза под ногами, который катался при малейших поворотах и срабытывала сигнализация в виде речевого оповещения с фразой: "Дима, тише! Не гони!". )))))

Так доехали до Чикета и тут, меня осенила идея разнообразить дорогу и я свернул с трассы в поле искать дорогу через старый перевал )))

Он оказался вполне приличным, с накатанной грунтовкой, а местами даже выступающей гравийкой. Единственная проблема - однополосность и поскольку мы были не одиноке в желании прокатиться старой дорогой, то нам пришлось на склоне с небольшим трудом разъехаться со встречкой.

Вид со старого Чикета на новый:

Местами дорога расширяется и даже сохранились бетонные блоки отбойников

Но иногда и очень сужается и идет по склону

А вот и вершина перевала, которая соединяется дорожкой с новым перевалом с которого приходит много туристов.

К сожалению на этот день планировался очень продолжительный пробег - Барнаул-Акташ, и выехали из Барнаула мы в районе обеда, а хотелось до полной темноты встать на ночевку в районе Акташа, по этому время не позволило исследовать вершину старого перевала и дорожки соединяющие его с новым, но ведь не последний день живем Smile)))

....

Пройдя через расщелину в скале дорога начинает идти на спуск

Вид со старого Чикета на спуск нового:

Начинаем спуск:

оставил машину я сбегал на верх сфотать петлю спуска:

Далее дороги перевалов сходятся возле р.Б.Ильгумень

Погодка по дороге конечно оставляет желать лучшего:

После Белого Бома уже традиционный съезд с М52 и подъем на "Великий шелковый путь":

Офигевший грызун с удивлением смотрит куда это мы полезли:

а мы ползем дальше вверх к древней дороге

И вот он - отрезок древности, крупица вечности, часть истории

Вид с древнего пути на современную цивилизацию:

Двигаем дальше - Водопад Ширлак - один из самых непримечательных водопадов горного, но он на туристическом маршруте, поэтому удивляюсь, как это до сих пор не додумались собирать деньги за фото этого ручейка, как например за петроглифы Калбак-таш ))))

Практически без остановок несемся дальше, заскакиваем в Акташ, смотрим время работы погранцов для получения пропуска, мимоходом заглядываем в новую гостиницу и дико удивляемся что мест нет .... пожимаем плечами - кому это нужно отдавать деньги на ночевки летом в Горном в гостиницах и возвращаемся в сторону Чибита, где переехав через мост Чую ставим палатку на ночевку (время на фотике сбито на час, выставил правильное только следующим утром)

Несмотря на длительный пробег накануне, проснулся рано. Всеже горный воздух, даже не вдалике от трассы дает какую-то бодрость.

Здесь позволю маленькое отступление: многие говорят, что горный заряжает их энергией, на меня он действует наоборот - меня энергией заряжают города, при чём, чем крупнее город, тем сильнее заряд - москва сводит с ума и я начинаю чувствовать себя локомотивом, готорый может с разбега свернуть горы, спускаясь в метро я сливаюсь с ритмом движения поездов и чувствую их энергию, в Новосибе, Барнауле и т.д. я начинаю чувствовать поток машин и ловлю их ритм, который становится ритмом моей жизни и движения.... в Горном я наоборот отдаю излишек энергии и теряюсь во времени - что поздняя ночь, что середина дня - я нахожусь в потери времени и пространства - душа отдыхает и её ничего не беспокоит, ничего не нужно, ну разьве что кроме желания увидеть чего-то нового. Контроль времени и дат теряется напрочь.

....

Но вернемся к путешествию - встал рано, спать больше не хотелось. Моросил дождь и я устроил маленький стол с навесом из багажника авто:

Попивая кофе и ожидая пробудки своей семьи следил за резким изменением погоды. Мягко говоря изменения не радовали. В течении пары часов легкий моросящий дождик перешел в шторм, в итоге когда проснулись мои, и я начал сворачивать палатку, после вытаскивания колышков нам пришлось бегать по поляне и ловить её - так её носил шквальный ветер.

Пока приехали в Акташ к пограничному управлению ФСБ, дождь начал хлестать сплошной стеной. Сходив и забрав свои пропуска, я созвонился с Таежниками и к сожалению узнал, что вчера у них что-то не сложилось и из Барнаула они так и не выехали, поэтому приехать в Акташ они смогут только завтра. Надо было что-то решать - делать по такой погоде в том районе было нечего. Изменив первоначальные планы, мы договорились встретится 1 числа не доезжая Джазатора (Беляши) в районе развалин Чирубай и слияния рек Джазатор и Жумалы. А сами решили спрятаться до того времени в Долине Чулышмана. И двинули в путь.

После своротка на Улаган из Акташа рассматривали новые мосты, быстро построеные в замен снесенных июньским паводком и заснеженные зеленые вершины.

Ехав по дождю мимо Мертвого и Форелевых озер, было дикое желание скорее добраться до Улаганского перевала, ведь на отметке выше 2км дождей практически не бывает - там сразу идет снег, а увидеть свежевыпавший снег в конце июля... ну это просто очень красиво. Ожидания не обманули:

Дорога до Улагана и Балыктуюля не изменилась, а вот после Балыктуюля в сторону Кату-Ярыка я был просто потрясен - из дороги сделали почти ШОССЕ, все болотины мимо курганов засыпали гравием и отгрейдеровали шириной в 2-3 полосы протяженностью почти до самого леса. Все участки, которые еще в мае проходились с трудом, теперь пролетались на ура, только пыль столбом клубилась за машиной. В лесу на удивление доже было почти шоссе, даже несмотря на идущий дождь.

Вид долины Чулышмана с перевала как всегда приводит в восторг своей красотой:

Кату-Ярык....

...нет слов...

Спускаясь по нему я был просто ШОКИРОВАН во что его превратили всего за месяц. В мае я писал, что в таком плохом состоянии я его еще не видел, в июне были отчеты о том, что его снесло напроч.. то что я видел сейчас просто вводило в ступор - ЕГО ПРЕВРАТИЛИ В АВТОСТРАДУ!!! Если раньше можно было разъехаться со встречной машиной только на поворотах ступеней, останавливаясь и ожидая пока пройдет поднимающаяся встречка, то сейчас я не видел такого места, где нельзя разъехаться со встречкой на протяжении всего серпантина, а местами ширина спуска доходит до ширины 3-х полос. Нет ни одного камешка на пути, который нужно объезжать. По привычке врубив пониженную, чтобы тормозить двигателем на пртяжении половины спуска я постоянно подгазовывал, пока мне это не надоело и я не переключил раздатку на прямую передачу, чтобы ехать в обычном режиме на холостых оборотах. В одном месте мы разъехались в 3 ряда, обруливая стоящую на подъеме машину одновременно с поднимающимся Сантафе. Как всего за месяц можно было сделать такое с перевалом - для меня остается загадкой, ведь по теории, чтобы расширить серпантин, нужно срезать послойно всю гору ... но факт остается фактом - Кату-Ярык = Шоссе. Надолголи, не знаю, но этим летом это есть. Забегая вперед скажу, что стоя на территории базы Салавата я наблюдал постоянное движение по перевалу от стройтехники (Камазов и кранов-КРАЗов) до пузотерок типа Корсы т.п.

...

Но вернемся к путешествию )))

...

Спустились, встали уже на полюбившемся месте - напротив водопада у черного камня, разбили лагерь, сгоняли вдоль по течению в поисках дров-топляков и обеспечив себя топливом на оставшееся время пребывания с нетерпением ждали горячей еды )))

Во время ожидания словили некоторое удивление... никогда не видел сплавщиков по Чулышману мимо Кату-Ярыка, поэтому при виде первой группы я от удивления чуть не выронил бутылку с пивом. При чем меня развеселил наш разговор-перекличка:

Крик с реки: "Ребят, привет, вы тут пару УАЗов не видели на берегу?

Я в ответ: "там дальше вроде две таблетки стояли"

Ответ с реки: "Ага, спасибо, сплаваем посмотрим, может наши"

)))) как будто у них есть шанс повернуть обратно, если это не их машины ))))))))))

Салават провел водопровод от водопада пластиковой трубой через Чулышман к себе на базу )))) Вывел воду к домикам и просто в поле к подъему на перевал:

Следующие группы сплавщиков нас уже не удивляли, а в конце уже даже стали чем-то привычным и на энегричные махания руками с лодок, мы уже лениво махали и кивали в ответ.

Салават продолжает строительство на базе, и заметив возде "пилорамы" гору опилок, я решил совместить приятное с полезным и устроил сыну забег в мешках до пилорамы с заданием притащить опилок обратно )))

Мальчишка справился на отлично, и приволок полный мешок стружек, которые на протяжении всего отдыха подсыпались в костер ))))

5
Ваша оценка: Нет (3 голоса)

Комментарии

Аватар пользователя Benzinnn

Laughing out loud

Аватар пользователя AlexKurch

Привет! Были в тех местах (Укок, Софийский). Удивило восприятие Софийского ледника. Как говориться: каждому -свое! На будущий год думаю проехать за Джазатор.

Аватар пользователя zheka

спасибо за отличный отчет...соберемся примерно по этому же маршруту в июне 2012...

Свободен от дорог.