Экспедиция "Алтай. Карагем 2014" Часть 1. 1-5 дней.
Экспедиция "Алтай. Карагем 2014"
г. Калачинск – г. Новосибирск – г. Камень-на-Оби – г. Барнаул – с. Майма – с. Манжерок – пос. Онгудай - пос. Акташ - с. Кош-Агач – с. Беляши (Джазатор) - Степь Самаха - Карагемский Прорыв - Долина ре-ки Карагем - с. Беляши (Джазатор) - с. Кош-Агач – с. Бельтир – Софий-ский ледник – с. Бельтир – Талдуринский ледник – Карагемский пере-вал - с. Бельтир - пос. Акташ – с. Улаган – с. Балыкча – ЮБТО - с. Ба-лыкча - с. Улаган – пос. Акташ - пос. Онгудай - с. Манжерок - с. Майма - г. Барнаул - г. Камень-на-Оби - г. Новосибирск - г. Калачинск
День 1-й. 28 июля 2014 года.
В 6:40 утра мы выехали из Камня-на-Оби и к 9-ти часам прибыли в Барнаул. Сделав некоторые дела и закупив продукты на всю группу, в 12:40 мы выехали из Барнаула в сторону Горного Алтая. Вот мы и добрались до Республики Алтай. Она нас встретила сильнейшим ливнем с градом. На дороге лежали сбитые листья деревьев, на обочине видели машину изрядно помятую градом с выбитыми стеклами.
В 17:00 вечера мы добрались до Манжерка. На стоянке в Манжероке мы встретились с Сергеем который выехал на кануне с Новосибирска, дождались 2 экипажа из Калачинска, подремонтировали машины и выдвинулись в путь.
Фото № 1. Встреча в с.Манжерок.
После прошедшего ливня, нам открылись красивейшие пейзажи - горы в тумане, а заход солнца только прибавил им красоты. Километры гор и чистого воздуха сопровождали нас в поисках стоянки. Увидев один любопытный сверток, мы решили проверить, что там, но стоянка в этом лесу нам не понравилась. Едем дальше...
500-й километр - пробуем ещё! Свернули налево, встали на берегу реки.
Фото № 2. Стоянка на ночёвку перед Семинским перевалом.
За ужином все, кто еще не был знаком, познакомились: Наталья и Антон на SsangYong Korando из Калачинска, Анна, Дмитрий и их трехлетняя дочка Полина на MMC Delica (она же Монстр) из Калачинска, Сергей с сыном Андреем 5,5 лет из Новосибирска на TLC80, и мы, Денис и Мария, на MMC Delica (она же Козявка) из Камня-на-Оби.
Денис озвучил планы на завтрашний день и приготовил вкусный ужин. Немного посидев, мы разошлись по машинам спать. Наконец-то, за три года поездок, у нас появился в спальню утепляющие коврики из фольги. Первую ночь этот комплект выдержал испытание - не пришлось надевать теплые вещи и прогревать машину. Но эта ночь была относительно теплой.
Пройдено 1275 км.
День 2-й. 29 июля 2014 года.
Утро нас порадовало теплой погодой, и даже прохладный ветерок не омрачал радость встречи нового дня. Трава была мокрой от ночного дождя, и небо затянуло тучками. Утренние сборы продлились недолго, и после завтрака мы отправились в путь - в 9:50 с 500-го километра.
Фото № 1. Перед отъездом на стоянке.
Цель сегодняшнего дня: встать на ночевку перед д. Беляши на реке Джазатор. А пока мы в поисках родника проезжаем деревню за деревней. После 528-го км мы набрали питьевой воды в зоне отдыха под названием "Барсуган" и поехали дальше.
Фото № 2. Набираем воду.
Периодически моросит дождь и выглядывает солнце.
На 575-м километре начался перевал "Семинский", уши закладывает, но машина едет нормально. Включаем печку, чтоб не перегревался двигатель. На вершине перевала мы сделали остановку, прикупили носки из яка по 150 рублей ее варежки из него же по 300. Погода ухудшилась, ледяной ветер пробрал нас до костей.
У Сергея на 80-ке небольшая проблема выявилась на подъеме: из расширительного бачка выдавливается антифриз, поэтому периодически останавливаемся, чтобы решить проблему перед Чике-Таманским перевалом. Пробуем поменять крышки на расширительном бачке, но безрезультатно. Источник проблемы был найден: сломался кран печки. Неисправность устранена, едем дальше.
На 623-м километре мы все заправились на "Нике", провели ТО. У Антона на Korando обнаружили разбитое заднее левое стекло, наверное из за отскока камня от встречки. Заклеив стекло скотчем чтобы не выпало основательно мы снова выдвинулись вперед. Проехав около двадцати километров мы сделали привал на чай на 646-м км, перед Чике-Таманским перевалом.
Фото № 3. Привал.
Время -то уже обеденное! Слегка перекусив и попив кофе, мы собрались ехать, появилась новая проблема – Delica “Монстр” перестала трогаться с места, и ребята полезли под капот. Предположительно после заправки на "Нике", у Димы начались проблемы с топливной аппаратурой, пропала тяга. Спустя несколько минут, мы все-таки выехали. Вечером на стоянке ребята будут смотреть Монстра, чистить фильтр и т.п. На часах 14:25.
Вот мы уже добрались до д.Хабаровка, а значит скоро Чике-Таман.
Фото № 4. Перевал Чике-Таман.
После 659 -го километра начался крутой подъем вверх.
Виды вокруг обалденные. Долина между горами поросла деревьями, устремленными вдаль и изгибающимися, словно русло реки. Жаль, фотографии не передают всей красоты.
На вершине перевала мы остановились, сделали несколько фото и узнали про мед из акации для знакомых. В этом году его было мало, и он уже закончился, поэтому на обратном пути решено было купить цветочного меда.
На спуске с перевала нас сопровождала маленькая, но бурная речушка по правой стороне и лесистые горы, слева же горы были каменистыми.
Фото № 5. Каменистые горы.
Ну вот, за съемками пейзажей я и не заметила, как мы спустились с перевала, а по левой стороне появилась р. Катунь. Берега Катуни дарует нашему взору восхитительные виды. Каждый ракурс поражает красотой. Дорогой нам встречается очень мало машин, в прошлые годы их было больше. Это последствия майского наводнения в Горном Алтае. Многие туристы испуганны или думают, что у жителей беда и не едут. А у местных жителей беда, что туристов нет, т.к. здесь зарабатывают и выживают только благодаря туристам.
Мы особых изменений не заметили, местами вздут асфальт. Невооружённым взглядом (в этой стороне) все без изменений.
Вот уже Катунь вышла справа на 710-м километре. Едем и любуемся красотами.
На 739-м км на повороте слева брошенный экскурсионный автобус.
Чуть позже мы встретили водников на публике сплавляющихся по Чуе.
Вихляющая трасса и меняющиеся горные пейзажи сопровождали нас десятки километров. Вот вдали стал виден Кош-Агач. На 889-м км в 17:40 мы въехали в него.
Заправив полные баки и канистры, докупив нужных вещей и продуктов, в 18:30 мы выехали из Кош-Агача. На выезде мы свернули направо, на гравийку, начался новый километражный отчет.
Фото № 6. Дорога до погранпоста. Чистят грейдером.
В этом году отменили пропускной режим на Теплый Ключ и Джазатор, одной заморочкой и стало меньше, но паспорта на погранзаставе проверят обязательно.
Планируем в 20 часов найти стоянку. А пока время 19:00, и мы проезжаем 27-й км непрерывный тряски по гравийке. Вокруг степь, пасутся верблюды. 30-й км 19:03. Застава. Паспорта забрали, ждёмс... .
Фото № 7. На погранзаставе. Пограничный контроль.
Из-за тучки выглядывает солнце, ветер пронизывающий и очень холодный. В 19:15 паспорта нам отдали, и мы поехали в сторону д. Беляши, она же д. Джазатор, гравийка кажется еще хлещи.
Фото № 8. Дорога после заставы. Местами чищено грейдером.
40-й км. Мостик через реку Тархата. Пролетает мокрый снег, впереди туман, температура за бортом +4۫ С.
Пейзаж Кош-Агачской степи сменили травянистые горы, вдоль дороги бежит речушка.
Тучки сгущаются, начинает темнеть, хотелось бы до дождя встать на ночевку. Время уже без пяти восемь, а мы в поиске. Ищем хоть немножко лесистую местность. По дороге встречаются пастбища овец и коров. Дорога пошла ровнее, с 40 км/ч перешли на 70 км/ч.
Встретили легковушку из Новосибирска со сломанным рычагом, они от нашей помощи отказались, говорят, подмога выехала.
Дорога идет то на подъем, то на спуск, связь по рации теряется, потеряли Диму из зоны слышимости, подождали, услышали, поехали дальше. Температура опускается до 1 С.
Примерно на 70-м км мы проехали развилку, которая ведет на плато Укок. Там, конечно, хорошо, но третий год подряд туда ехать не хочется.
Пошли деревья, но спусков нет. Нашли спуск на 91-м километре, свернули налево. Встали внизу возле речки. Место хорошее, есть дровишки.
Сергей на 80-ке потерял болт крепления рычага, и, что удивительно, ещё отказал и стартер. Стартер ребята починили, а вот с болтом отложили на утро. Денис принялся варить ужин, а Антон с Димой занялись костром и установкой шатра, девочки же взялись за нарезку овощей и организацию стола. Сегодня на ужин у нас вкусные макароны с курицей. На улице по-прежнему холодно, а в нашем шатре очень уютно и тепло. Он защищает нас от ветра и дождя, еще Дима принес горячих камней, они прибавили нам тепла. После ужина мы немного посидели, поболтали и пошли спать. Ночью было холодно. Денис несколько раз прогревал Козявку.
Пройдено 449 км.
День 3-й. 30 июля 2014 года.
Сегодня ночью наша система для сна дала сбой, раздетыми в спальнике было холодно, несколько раз прогревали машину.
Утром, на удивление, погода порадовала: светило солнце и было тепло, можно было ходить без шапок и курток.
Фото № 1. Утро на стоянке.
Денис нашел у себя болт для восьмидесятки, но гайки не было. Достали бензогенератор и сварку, Денис принялся приваривать болт. Теперь Серега может спокойно ехать.
Перемыв всю посуду с ужина, мы с девочками принялись готовить омлет на завтрак. Он получился вкусный, но десятка яиц на 9 человек оказалось мало, поделили на всех по чуть чуть, попили чаю и кофе с бутербродами и принялись собираться в дорогу.
Погода стала портиться, подул холодный ветер, перед самым выездом пошел мокрый снег. Цель на сегодня: степь Самаха (с тюркск. Той-Самахэ, Той-Самахы - место свадеб и игрищ).
В 12:00 мы продолжили путь. Деревьев вдоль дороги становилось все больше. Я не знаю, как правильно называть эту местность, в голове крутится только "горная тайга". Очень красивый вид открылся, когда мы переехали мостик через реку Аржан: река ушла вниз по левой стороне, а дорога вывела нас вверх , и мы созерцали бурлящий Аржан далеко внизу по краю дороги.
Фото № 2. По дороге в сторону с. Беляши.
Периодический мы делаем остановки, чтобы делать фото.
Фото № 3. Небольшая остановка. Дорога 3 категории сложности. Крутые повороты, склоны и подъемы.
Дорога конечно ужасная. Крутые повороты и склоны, но присуствуют иногда следы грейдера.
Увидев в какой-то заброшенный прицеп, остановились искать гайку на land cruiser. И, о чудо! Нашли! А не приварили бы и не нашли! Закон подлости: -)
Пока стояли и примеряли гайку, встретили ребят из Новосибирска на Pajero спорт. Они ехали c Укока. Перекинулись с ними парой слов и поехали дальше.
Очень много встречается деревьев наклоненных под углом примерно в 30 ۫С и все в одну сторону (походу нашего движения они смотрели назад).
По дороге мы пытаемся увидеть место, в котором мы в прошлом году выехали с Укока. Сначала показалось, что это в районе 110-го километра, перед первым мостом через р. Теректыбулак, там шла дорога и к р. Джазатор и из неё. Но потом мы увидели более похожее место на 127-м километре и решили, что это оно. До д. Беляши остается около десяти километров.
Температура за бортом +13 С. Тепло и светит солнце, но когда дует ветер, становится прохладно. Проезжаем здание Джазаторской ГЭС по правой стороне на 133-м километре.
14:25. 140-й км. д. Беляши.
Примерно в 14:50 мы выехали из Беляшей, проехали село прямо, никуда не сворачивая. За деревней ведутся работы по строительству дороги, поэтому мы ехали возле неё, потом перешли на проселочную дорогу. В 15:20 привал перед большим деревянным мостом через реку Аргут.
Фото № 4. Поляна перед мостом через р. Аргут.
Здесь к нам подъехал Витя из Томска на белой Делике с женой Натальей. Они отдыхают с семьей, ловят рыбу в р. Джазатор и любуются красотами. У нас немного другие планы, но может быть, наши пути еще пересекутся где-нибудь на просторах Карагемского прорыва.
Погода стоит благоприятная, лишь дует холодный ветер. Но ничего, одеваемся теплее, грузимся в машины и продолжаем путь. Я пошла вперед через мост пешком, чтобы сделать видео. На мосту хотелось остановиться и разглядывать реку Аргут. Здесь она было довольно широкой и спокойной, по обе стороны моста простиралась мутно-бирюзовая гладь. Сделав пару снимков,
Фото № 5. Мост через р. Аргут. Для связи с другими поселениями.
я поспешила встать на исходную для видеосъемки так как ребята уже были наготове. По моей команде по рации "Поехали!" - они поехали.
Время 16:50 мы едем в степь Самаха. Дорога идет через лес, ямы, ухабы и грязь мы преодолеваем без затруднений. 17:10 остановились в степи возле реки, смотрим, куда ехать дальше. Оказалось, смотрим, как ехать. Ребята прошли немного вперед, оценили обстановку. Нас ждал непростой спуск: извилистый, под наклоном 25-30 и в круглых камнях и ямах.
Фото № 6. Перед спуском в степь Самаха. Спуск по тайге. Большие крены до 40 градусов. Каменистая дорога.
Аккуратно и неторопливо мы по-очереди преодолеваем этот спуск. Дороги впереди нет, но мы ее ищем. Нам надо попасть на слияние рек Аргут и Коксу. Сунулись в одно место - там гора, дороги нет. Подъехали к реке Аргут, дороги тоже нет, но виды на обрыве завораживающие. Попытаемся запечатлеть их на фото, красота необыкновенная, дух захватывает, посмотрим, что смогут передать наши снимки.
Фото № 7. Вид со степи Самаха на р. Аргут.
Фото № 8. Вид на степь Самаха. Дорог здесь нет, одна растительность.
Оказалось во время поиска дороги мы проехали всю степь Самаху. Самаха покорена! Посмотрев по карте, ребята решили искать дорогу наверху, то есть теперь надо было подняться по тому извилистому спуску вверх по которому мы спускались.
Я весь этот подъем прошла пешком, так как снимала видео, вот теперь и не знаю, что сложнее - спуск или подъём!
Наверху мы вышли на какую-то дорогу и поехали вперёд, почти сразу крутой поворот, резко переходящий в спуск. Дальше пошла дорога не очень похожая на дорогу, но камни здесь красивые и гладкие, поэтому едется вполне себе ничего, перепрыгивая с камня на камень.
Вот уже вдали мы завидели то самое слияние, спуск к нему, как и полагается в таких маршрутах, не по ровной дорожке, а по кренистому и слегка каменистому серпантинчику. В 18:30 мы спустились к слиянию рек Аргут и Коксу.
Фото № 9. Место слияния рек Коксу и Аргут. Когда-то здесь была переправа на другой берег.
Захотелось переехать на другой берег реки Коксу, чтобы произвести небольшую радиалку.
Исследование реки показало следующую картину: до середины реки течение слабое, потом очень сильное, ширина, навскидку, метров 60. Было решено забросить Козявку на испытание.
Фото № 10. Небольшая разведка реки Коксу. Сильное течение. Глубина не установлена.
Фото № 11. Закрепление тросов для подстраховки авто.
Привязали покрепче трос, зацепили за восьмидесятку, Корандо стоял наготове цеплять 80-ку. Дима надел сапоги-вездеходы и пошёл координировать действия Дениса на Козявке и Сергея на Крузаке. Остальные остались на берегу, в том числе и я.
Сделали первую пробную попытку, заехав недалеко. переговоры по рации оказались неудобны: не всегда было слышно, да и в руках она мешалась.
Фото № 12. Попытка переправиться через реку Коксу.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 11068 просмотров
Комментарии
Это Где такая дорога была? (что то тут напутали), мой пятилетний штурман никуда не выходил
Отчет классный
Добрый день.
Можно скопировать ваши фото для публикации на другом сайте?
Всем привет из Вологды))))
Конечно можно! только если можно то ссылку на сайт http://www.altay4x4.ru как источник фото добавьте
Обязательно!
Всем привет из Вологды))))
Очень извиняюсь,но мы Самаху на филдере проехали,обычная полевая грунтовка. И Верблюжью шею прошли. В июне 16-го.
Мы Вам накатали дорогу!
Тогда спасибо!