Реечный домкрат Hi-Lift / Джиперский домкрат
Реечный домкрат Hi-Lift, иначе называемый "хайджек", позволяет поднимать автомобиль на значительную высоту. Вариант в Ниву, паркетный внедорожник. Реечный домкрат Hi-Lift поможет прежде всего в одиночных поездках, когда нужно подложить что либо под колеса застрявшего автомобиля, поднять и выбросить машину из колеи. Купив домкрат желательно запастись какой-нибудь подставкой, так как в болотистых грунтах его основание имеет тенденцию проваливаться под весом автомобиля.
Также домкрат пригодится при ремонте. Благодаря наличию петель он может использоваться как мощная ручная лебедка. Правда для использования домкрата в этом качестве потребуеться толстая цепь или металлический трос с петлями.
Материал рейки, пятки и клюва: сталь.
Длина: 120 см.
Вес: 10 кг.
На бездорожье домкрат - вещь жизненно необходимая. А реечный домкрат Hi-Lift - устройство почти универсальное, он может:
- Поднимать (груз до 16 тонн)
- Опускать
- Толкать
- Перемещать (приподнял - толкнул). Требуется опыт и сноровка - можно повредить себя и машину
- Тянуть (как ручная лебёдка). Потребуется трос, но лучше - такелажная цепь
- Сжимать (ручной пресс)
Реечный домкрат "хай-лифт" или, для близких с ним знакомых, "хай, Джек!" - отнють не новинка. Его придумал в 1895 году американец Филипп Джон Харра, что учительствовал в штате Индиана и
частенько испытывал материальные затруднения. Когда ветер начинал уж слишком громко свистеть в карманах, в мистере Харра пробуждались недюженные творческие способности. Он раскуривал дешевую сигару, брал в руки карандаш и бумагу, и начинал решительными движениями испещрять листок незаурядными техническими идеями (в основном это были конструкции стиральных машин). На изобретения Харры был спрос!
Но когда Филипп Джон сделал первый набросок "хай-лифта", он уже ни минуты не сомневался, что изобрел гениальный универсальный инструмент для фермеров. Харра даже решил забросить учительство и основал фирму
The Bloomfield Manufacturing Co. Автор назвал свой домкрат Automatic Combination Tool и начал рекламировать его как "инструмент, способный приподнимать, тянуть, толкать, поддерживать..." Но как это часто бывает с гениальными изобретениями, первый "хай-лифт" ему удалось продать только через десять лет, в 1905 году. Судьба, наконец, улыбнулась мистеру Харра - к этому времени автомобиль начал безраздельно
завоевывать сердца американцев, и первыми на необычный домкрат обратили внимание именно автомобилисты! Лишь после этого проснулись фермеры с лестниками и тоже начали использовать "хай-лифт" для поднятия тяжестей, корчевания пней и поддержки покосившихся стен.
Лишь на смену деревянной рукоятке, использовавшейся в первых моделях, пришла стальная.
Конструкция "хай-лифта" нехитрая: состоит она из дырчатой рейки и закрепленной на ней подъемной машинки с комбинацией зубчатой передачи и противовозвратной системы. Порстым перекидыванием рычажка фиксатора
машинку можно настроить на подъем или спуск, а длинная рукоядка-рычаг позволяет сравнительно легкоподнимать большой груз. С каждым махом рычага сверху вниз домкрат поднимает его на один щелчок, а при массе груза не менее 40 кг на один же щелчок опускает.
Сегодня на мировом рынке господствует две марки таких домкратов: американский "Хай-Лифт" и канаский "Жаккаль". Различаются они лишь разнообразием реек по высоте и назначением ее в разных единицах длины. Для "Хай-Лифта" это 42 дюйма (107 см), 48 дюймов (122 см) и 60 дюймов (152 см); а для "Жаккаль" - 4 фута (122 см) и 5 футов (152 см). 42-дюймовый "Хай-Лифт" HL-485, способен поднимать двухтонный груз (4660 фунтов) на почти метровую высоту (38 дюймов). Гораздо более важно различие в материалах, из которых изготовляются домкраты обеих фирм. В одних моделях из стали выполняется рейка или только опорный башмак, но самая популярная, наиболее грузоподъемная модель целиком, кроме рукоядки, изготавливается из чугуна. Вес, правда, у нее внушительный - порядка 15 кг.
А теперь посмотрим на этот домкрат с критической точки зрения. "Хай-Лифт" поднимает машину быстро и на большую высоту - сочетание безусловно ценное, но мгновенно приводящее всю "конструкцию" в
состояние крайней неустойчивости.
Рейка высокая, а опорный башмак по площади очень небольшой, и гарантий того, что грунт в нужном месте под ним окажется идеально ровным, нет никаких. Да и кривится, тонет башмак под нагрузкой даже в мало-мальски
рыхлом грунте! Вдобавок, с каждым махом рукоядки рейка вихляется и может запросто вдарить по кузову и стеклу, а клюв подъемной машинки слишком узкий. Доходит до того, что автомобиль просто "сдувает" с
домкрата сильным порывом ветра!
Понимающие в "хай-лифтах" толк люди борются с этим весьма простыми способами. Приняв обычные меры предосторожности (установку упоров под колеса, ручник, включение скорости или блокировки центрального
дифференциала), они ставят башмак на лопату или плоскую широкую дощечку, и при работе крепко держат рейку за верхушку.
Немногие догадываются
проложить на всякий случай между рейкой и кузовом деревянный брусок или проще всего - накинуть на рейку сверху куртку. Если поднимаете машину за задний бампер, в крайнем случае можно даже открыть задние двери! Ну
и конечно, подняв автомобиль на несколько щелчков, надо не забывать подложить под колеса сэнд-траки, доски или связки веток. Так что основным правилом работы с "хай-лифтом" будет: ЧУТЬ ПОДНЯЛ - ПОДЛОЖИ!
Очевидно, что "хай-лифт" предназначен для подъема автомобиля за края: клюв подъемной машинки
подводиться спереди и сзади под бампер или сбоку под порог. А теперь посмотрите: ширина клюва где-то 2,5 см, а давят на него сверху больше 2 тонн! Так что клюв запросто штампует выемки по низу бамперов и порогов, и они становятся похожими на зубастую челюсть крокодила. К тому же, у большинства современных внедорожников под бампером красется пластиковый фартук, так что регулярное пользование "хай-лифтом" со временем
принесет массу головной боли.
Серьезные джиперы нашли выход из положения: к лонжеронам рамы под бамперами и к силовым ребрам порогов они приваривают П-образные "ушки" под клюв - деться ему тогда некуда, и можно уже без боязни поднимать
машину повыше. Однако, эти "ушки" начисто устраняют уникальную способность "хай-лифта" перемещать. Его основной недостаток - неустойчивость, можно превратить и в достоинство!
Например, с его помощью можно извлечь машину из глубокой колеи. Для этого нужно установить машину по центру бампера, поднять автомобиль, а потом слегка толкнуть "хай-лифт" в сторону. При благоприятном исходе
колеса приземлятся в стороне от колеи. Но одновременно это означает, что машина в итоге сорвется с клюва! Чтобы облегчить этот срыв, между клювом и бампером следует заранее положить деревянный брусок. Правда,
эффект от этого может выйти боком: ведь машина при подъеме будет подвешена еще более неустойчиво! А когда она упадет с домкрата вбок, то может удариться днищем о разделяющий колеи бугор или камень. Так что,
если вы собрались заняться с помощью "хай-лифта" перемещением, будьте бдительны и поднимайте машину на высоту не большую, чем требуется, чтобы обойтись минимальными разрушениями.
Во всяком случае, высота подъема и способность перемещать, недостижимые для домкратов других систем, ставят "хай-лифт" вне всякой конкуренции. В отдельных ситуациях можно поднимать внедорожник двумя "хай-лифтами", но тогда работать надо либо синхронно, либо строго поочередно, по принципу "щелчок-щелчок". Иначе завал неизбежен!
Также необходимо помнить, что "хай-лифт" - чрезвычайно мощный инструмент, и при работе с ним необходимо постоянное приложение к рукоядке силы. Иначе она вырвется из руки: может отскочить вверх или,
наоборот, хорошенько треснуть вас по башке. При этом следите за плавностью своих движений рукой - помните: устойчивости никакой!
Если вам не хватает усилия опустить рукоядку, не стоит ее наращивать или работать вдвоем - рукоядку легко загнуть или того хуже - сломать мужту, в которую она вставляется в месте крепления к механизму. Лучше
временно разгрузить машину.
Конечно, есть у "хай-лифта" и встроенная защита - страховочный язычок, ломающийся в случае перегрузки. Если это происходит, "хай-лифт" начинает медленно опускать автомобиль.
Однако, изредка случается серьезная неприятность - соскакивает переключатель режимов работы, и вместо того, чтобы поднимать машину, домкрат начинает ее опускать (обычно это бывает из-за разгильдяйства -
плохо защелкнутого переключателя). Но опасно это не только тем, что машина внезапно опуститься. Гораздо страшнее, что стальной рычаг "хай-лифта" вырывается изрук и начинает летать вверх-вниз, как
взбесившийся шлагбаум. Худшее, что можно предпринять в таком случае, это попытаться его поймать. Такие подвиги обычно кончаются сломанной рукой или сотрясением мозга. Разумнее отскочить в сторонку и подождать,
пока взбрыкнувший "помошник" не успокоится, а потом подоткнуть переключатель как следует и начать все сначала.
Как вы помните, "хай лифт" рекламировался Филиппом Джоном Харра как инструмент, способный еще и тянуть. Так вот, это не рекламный трюк: "хай-лифт" запросто можно использовать взамен... ручной лебедки!
обнимающей дерево корозащитной шлее, а к клюву подъемной машинки подвесьте цепь, протянув ее от автомобиля.
Да, да! Вам понадобиться в этом случае именно цепь длиной метров шесть, так как по мере выхода машины из засады вам придется ее укорачивать, перецепляя за звенья крюк.
Конечно, лучше всего подойдет цепь такелажная - ее крюк с внутренней стороны имеет для захвата звеньев специальный паз. Но если нет возможности приобрести или спереть такое сокровище с военного
склада, не огорчайтесь. Главное, чтобы ваша цепь была с крупными звеньями, внутри которых можно было бы прочно закрепить крюк.
А дальше, работая рукоядкой домкрата, вы будете поднимать машинку с клювом по рейке вверх почти на полную ее высоту. За один цикл "подъема", в зависимости от модели домкрата, автомобиль будет приближаться к вам на 60-90 см. В идеале лучше бы протянуть от автомобиля к дереву дополнительный, страховочный трос, чтобы машина не сползала назад, пока вы перетягиваете цепь. Потом снова работа рычагом, и так - вплоть до полной победы!
И еще представьте себе ситуацию: колесами одного борта вы случайно соскочили с дороги на рыхлый откос, и выехать обратно не получается - передок безнадежно сносит вниз. Но если заякорить его вбок с помощью
"хай-лифта" за дерево, растущее через дорогу, машина начнет двигаться уже строго по окружности и выберется из засады!
Однако, использование "хай-лифта" в качестве лебедки имеет некоторые нюансы. При покупке домкрата убедитесь, что на вершине его рейки, а также в клюве подъемной машинки, есть достаточные отверстия под болты
шаклов-серег. Конечно, лучше заранее подобрать в отверстия клюва и рейки шаклы покрепче.
И наконец, последняя проблема: где крепить "хай-лифт" на машине. Даже не думайте использовать для этого навесные пороги или кенгурятник, если не уверены, что они по-настоящему прикреплены к раме. Тем более, что в багажный отсек внедорожника "хай-лифт" влезает без труда. Но стоит ли прятать его туда после использования на бездорожье, зная, что через несколько минут он может понадобиться вновь? Гораздо удобнее запастись прочным монтажным комплектом и закрепить "хай-лифт", к примеру, на заднем бампере. Уютно чувствует он себя и на верхнем багажнике, и на лесенке. А уж когда приключения заканчиваются, вымытый и обработанный WD-40 "хай-лифт" не грех и убрать в багажник - до следующего раза.
Сопутствующие аксессуары:
- Fix-It-Kit - набор запчастей, наиболее часто выходящих из строя:
- шпильки подъемного механизма с пружинками, страховочный язычок и тюбик
- со смазкой;
- 4XRAC - крепежный комплект к бамперам;
- Jack Protector - нейлоновый чехол с влагозащитным виниловым покрытием.
... Итак, он может поднимать, тащить, держать, зажимать и даже перемещать. В случае, если вы вроде бы безнадежно застряли, а у вас с собой имеется лишь один инструмент, он должен быть именно таким! Термин
"хай-лифт" обозначает наиболее гениально сконструированный домкрат, особенно для внедорожников. Однако, любые ремонтные работы под поднятым на нем автомобилем совершенно исключаются.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 10490 просмотров