Больше трех не собираться
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Авто- и велопробеги будут причислены к демонстрациям, а палатки в общественных местах — к пикетам, требующим согласования с властями. Такие акции могут перерасти в стихийные выступления, опасаются в МВД.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила разработанный МВД законопроект, который причисляет к публичным мероприятиям групповые передвижения на любых транспортных средствах, а также установку палаток в общественных местах. Поправки в закон о митингах рекомендовано рассмотреть правительству, следует из материалов комиссии (есть в распоряжении РБК). В случае одобрения правительством инициатива будет внесена в Госдуму.
Законопроект (есть у РБК) предлагает считать демонстрациями групповые передвижения на любых транспортных средствах, если предполагается «организованное публичное выражение общественных настроений» и использование плакатов, транспарантов и «иных средств наглядной агитации».
Под действие закона подпадут любые акции с участием автомобилей, велосипедов, мотоциклов, мопедов, тракторов и любых самоходных машин, все они отнесены к транспортным средствам действующими Правилами дорожного движения. На водителей инвалидных колясок, владельцев самокатов, роликовых досок и коньков действие закона не распространится.
Размещение «сборно-разборных конструкций» возле пикетируемых объектов, согласно законопроекту, будет считаться пикетами. Речь идет об установке палаток и палаточных городков в общественных местах, говорится в пояснительной записке к законопроекту МВД. Для полиции не будет иметь значения, присутствует ли на таких конструкциях какая-либо символика или наглядная агитация, — конструкция будет считаться признаком пикета сама по себе, следует из текста законопроекта.
Новые формы протеста
Теперь организаторы акций с палатками, велосипедами и мотоциклами должны будут согласовывать их проведение с властями, а также нести ответственность за соблюдение участниками закона и общественного порядка, предписанного законом о митингах. По действующему законодательству проведение митинга без уведомления грозит штрафом до 200 тыс. руб. для юридических лиц, а нарушение правил проведения демонстраций, повлекшее причинение вреда здоровью кого-либо, грозит штрафом до 300 тыс. руб. или административным арестом до пятнадцати суток. Если участник или организатор нарушает правила проведения митингов три раза за полгода, ему грозит до пяти лет тюрьмы.
В пояснительной записке к законопроекту пробеги и палаточные городки названы «новыми формами массовых протестных акций». В 2014 году выступления с установкой палаток в общественных местах состоялись в Башкирии, Белгородской, Московской, Ростовской, Челябинской областях, сообщают в МВД. При проведении 126 мероприятий в 27 регионах использовано 1,5 тыс. автомобилей, сказано также в пояснительной записке. Сейчас организация таких акций не регламентирована, следует из документа. «При определенных условиях и обстоятельствах подобные акции могут перерасти в стихийные выступления, групповые и массовые нарушения общественного порядка», — считают авторы проекта.
Поручения разработать законопроект МВД получило от Совета безопасности России и вице-премьера Дмитрия Рогозина, сказано также в пояснительной записке к законопроекту.
Велосипедисты-провокаторы
Законопроект будет поддержан фракцией единороссов в Госдуме, уверен первый заместитель председателя фракции Франц Клинцевич. На заседании правительственной комиссии докладчиком от МВД были найдены нужные слова и приведены серьезные аргументы в пользу законопроекта, рассказал депутат. «Обстановка сейчас такова, что мы должны предусмотреть в законодательстве такие вещи — очень легко создать провокацию, которая будет тиражироваться и развиваться», — заявил Клинцевич.
Шансы на принятие инициативы высоки, так как единороссы, составляющие большинство Госдумы, при рассмотрении правительственных законопроектов чаще всего принимают сторону правительства, говорит заместитель фракции ЛДПР, председатель комитета Думы по общественным отношениям Ярослав Нилов. Важно, чтобы ко второму чтению в законопроекте все было четко прописано: например, под его действие не должны попасть едущие по городу молодые велосипедисты в майках ЛДПР, указывает Нилов.
Законопроект вряд ли найдет поддержку у фракции КПРФ, считает депутат-коммунист Александр Ющенко. КПРФ часто проводит авто- и велопробеги, а сам Ющенко, по его словам, поддерживает байкерское движение и участвовал в пробеге по российским городам-героям в честь 70-летия Победы в 2014 году. «Такие акции — выражение гражданской позиции, а не протеста; эти инициативы не имеют никакого отношения к митингам, они рождаются внутри гражданского общества и не должны согласовываться — они не несут в себе ничего подрывающего основ государства», — считает депутат, отметивший, что еще не изучал инициативу МВД.
Глава Велотранспортного союза Игорь Налимов называет закон «абсурдом» и обещает, что его соратники будут игнорировать его. «Нигде и ни в каких городах наша группа не получала специального разрешения или чего-то такого на проведение велопробега. Максимум, чего касаются наши требования: дайте дорогу велосипеду и создайте инфраструктуру. Это не политические, а чисто технические требования», — заявил РБК Налимов. При этом велосипедистов разгоняли и ранее, напоминает он: в 2005 году ОМОН разогнал акцию велосипедистов «Критическая масса», приравняв ее к несанкционированному собранию.
Сейчас мероприятия с участием транспортных средств уже приравнены к публичным мероприятиям, говорит координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Провластные движения в любом случае получают все согласования и даже без согласования проводят свои пробеги. А как только это носит политический характер, то это начинает приносить проблемы организаторам», — говорит Шкуматов.
Россия ухле