Как "родился" джип...
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Автомобили повышенной проходимости
Эта категория автомобилей характеризуется наличием привода на все колеса, более широким, чем у дорожных моделей, силовым диапазоном в трансмиссии и специальными устройствами для работы во внедорожных условиях. В совокупности они дают возможность эксплуатировать эти машины не только на грунтовых дорогах, но и на местности по жидкой грязи, снегу, песку, с преодолением крутых подъемов, бродов, пороговых препятствий. Рост строительства, освоение новых районов, развитие добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, наконец, нужды обороны страны предъявляли серьезные требования к автомобильной промышленности в деле создания новых моделей повышенной проходимости, увеличения масштабов их производства.
Вполне естественно, что если в 1956 г. выпускались пять, то в 1970 г. уже одиннадцать базовых моделей автомобилей повышенной проходимости. Их создание сопровождалось обширными исследовательскими работами в отрасли, постройкой нескольких десятков оригинальных по конструкции экспериментальных машин.
Весьма необычную конструкцию сверхмалого легкового автомобиля предложили в 1958 г. конструкторы НАМИ. Он назывался "Огонек" или НАМИ-049 (конструктор Б. М. Фиттерман). Это была четырехместная машина, пригодная для перевозки 300 кг груза или четырех человек. По своей конструкции она тяготела скорее к европейской школе джипов, нежели к американской. У нее отсутствовала массивная лонжеронная рама, ее функции выполняло несущее основание кузова, который был выполнен из стеклопластика. Вместо ведущих мостов с зависимой рессорной подвеской "Огонек" обладал независимой торсионной подвеской всех колес на продольных рычагах. Для движения в тяжелых дорожных условиях можно было включить привод на задние колеса - постоянная передача крутящего момента шла на передние и предусматривалась возможность блокировки межколесных дифференциалов. По этим особенностям, воздушному охлаждению двигателя и очень компактным размерам (длина- 3313 мм, ширина - 1620 мм, высота - 1735 мм; база-1800 мм; колея-1300 мм) "Огонек" близко стоял к австрийскому "Штейр-Пух-700АР", выпуск которого начался в 1959 г.
Силовой агрегат автомобиля НАМИ-049 - двигатель ИМЗ типа МД-65 воздушного охлаждения с двумя оппозитно расположенными цилиндрами. При рабочем объеме 750 см3 он развивал мощность 22 л. с. В трансмиссии четыре передачи (причем высшая не являлась прямой) обеспечивали сравнительно неширокий силовой диапазон (3,55). Правда, он оказался почти достаточным для столь легкой (снаряженная масса - 762 кг) машины, развивающей скорость не более 75- 80 км/ч.
Поскольку НАМИ-049 предназначался для работы по бездорожью, то глубокий картер двигателя типа МД-65, унаследованный от мотоцикла, представлял уже кардинальное неудобство, ограничивая дорожный просвет. Чтобы увеличить последний до приемлемой величины, конструкторы "Огонька" пошли на применение редукторов с передаточным числом 1,39, установленных у ступиц колес. Таким образом удалось поднять силовой агрегат от грунта настолько, чтобы дорожный просвет увеличился до 300 мм. Редукторы же позволили избежать критических углов в карданных шарнирах полуосей, поскольку входной вал каждого из редукторов лежал выше оси колеса.
Затем в 1961 г. появился усовершенствованный вариант этой модели - НАМИ-049А "Целина", созданный уже с участием специалистов запорожского завода "Коммунар". НАМИ-049 и НАМИ-049А явились прототипами модели ЗАЗ-969, которая под индексом ЛуАЗ-969 выпускалась Луцким автомобильным заводом.
Джип ЗАЗ-969. 1967 г.
Успех у потребителя автомобиля ГАЗ-72, который представлял собой сочетание силового агрегата ходовой части ГАЗ-69 и кузова ГАЗ-20, породил спрос и на сельскую модификацию "Москвича-402".
Для нее были спроектированы новые передний и задний ведущие мосты с зависимой рессорной подвеской и устанавливавшаяся отдельно от коробки передач двухступенчатая раздаточная коробка. Шарниры равных угловых скоростей в приводе передних ведущих колес - шарикового типа, аналогичные по конструкции узлам "Бендикс-Вейсс". Все эти технические решения МЗМА заимствовал от опытной модели ГАЗ-73.
Первоначально, с 1957 г., новая машина, которая называлась "Москвич-410", комплектовалась 35-сильным двигателем и трехступенчатой коробкой передач "Москвича-402", рулевым механизмом от ГАЗ-20, масляным радиатором для системы смазки двигателя, гидравлическими амортизаторами рычажного типа (лучше защищенными от грязи, чем телескопические модели "402"). Она оснащалась колесами с шинами повышенной проходимости, имевшими размер 6,40-1 5". Дорожный просвет по сравнению с моделью "402" вырос до 220 мм, как у ГАЗ-69.
Первый опытный образец "Москвич-415". 1957 г
Окончательный образец "Москвич-415". 1960 г.
Джип "Москвич-416". 1960 г.