Монголия - 2014

Макси
Аватар пользователя Макси
Член клуба Алтай4х4АдминМастер спорта России по спортивному туризмуСпортивный судья 1-й категорииБарс Алтая III степени
Не в сети
Зарегистрирован: 11/03/2010
Из: Барнаул
Авто: есть права и опыт вождения
Сообщения: 778

В сентябре 2014 года свершилась запланированная экспедиция 6-й категории сложности
по территории Монголии. В экспедиции приняли участие 7 человек на трёх подготовленных
автомобилях TLC105 под руководством Михаила Некрасова и тренера Горбика Евгения Алексеевича.
Невозможно передать все эмоции от пережитого и увиденного в этой экспедиции.
Мы уже не первый раз в Монголии,но эта страна не перестает поражать своей разнообразностью.

Монголия - это страна контрастов:
безжизненные степи и красивые островки оазисов по берегам бурных рек,

пустыни с огромными песчаными барханами и бескрайние синие озера,

бесконечные долины поросшие кустами колючек и высокие горы со снежными вершинами

За эти две недели мы испытали всё: жару и солнце, снег и холод.
Мы загорали, снимая футболки, и мерзли, надевая зимние шапки.
Мы ехали по дорогам и шли по направлениям, постоянно сверяясь с картами.
Наш путь не был лёгким: застревали в болотах, буксовали на гальке, проваливались в песок,
садились мостом на камни. Броды, болота, пески, крутые спуски с кренами и затяжные крутые
подъемы - всё пришлось испытать нашей команде и нашим автомобилям.
Конечно, не обошлось без ремонта.
Но Это была слаженная работа Дружной команды: прокладывали путь, лебедились, отвешивали,
убирали большие валуны, строили дороги и переправы.
Работали все: и пилоты и штурмана. Не было лентяев и паникеров.
Были трудности и были победы!


Фотоколлаж из жизни экспедиции:


Ландшафты, как декорации на заднем плане, менялись в течении всех дней


Ежедневно руководитель просматривает карты, прокладывая маршрут на завтрашний день

постоянно сверяемся с картами в течении дня

Бесценный опыт пилотов и штурманов, полученный на соревнованиях по трофи-рейдам,
плюс подготовленные автомобили - и не страшны никакие преграды..

верховые болота, ...

крутые спуски,...

затяжные подъемы, ....

каменные поля, ...

глубокие пески

Конечно не обошлось без ремонта: сломалась лебёдка

Захрустел передний мост. Пришлось отключить.


Коса на оз Хяргас-нур

Первая полуднёвка для отдыха и рыбалки была запланирована на большой
косе озера Хяргас-нур. Длина этой косы уходит в глубь озера на 11 км.

Едем по косе, буксуя на мелкой гальке. Коса быстро сужается, скоро конец.

У основания эта коса достаточно широкая...,
а это кончик косы, похожий на хвост гигантского крокодила:

Ставим машины

и разбиваем лагерь: "кают-компания" и баня:

Ребята рыбачили.

С озером Хяргас-нур связаны рассказы о якобы, проживающих в озере неведомых животных.
С 1985 года ученые не раз обнаруживали на западном пологом берегу озера, в том числе и на косе,
крупные загадочные следы выползания из воды и лёжек гигантских морских животных.
Предположительно вес этих созданий составляет тонну или больше, в ширину они могут достигать
1-1,5 метра, а в длину до восьми метров.

Нам очень хотелось увидеть этих неведомых животных...
Но нам на спиннинги поймались только османы.

Первопрохождение. Перевал Чулутын-гол (3064м)

Первым серьёзным испытанием был подъем на перевал, который должен был вывести нас
к подножию горного массива Отгон-Тэнгэр. Это было первопрохождение.
Долина вдоль ручья, по которой нам предстояло пройти первые несколько километров,
и казавшаяся на вид такой "мягкой и пушистой",...

оказалась коварным болотом.

Да и погода всячески пыталась нам препятствовать: солнечная и теплая до этого дня,
она как будто решила нам устроить экзамен на прочность.
С самого утра, как только мы тронулись в путь, пошел снег:
сначала мелкими редкими снежинками, а потом уже и хлопьями, которые быстро покрыли траву.


Продвигались очень медленно, под ветром и снегом, утопая в болоте,
постоянно вытаскивая друг друга лебёдками.

Кроме того снежный туман полностью накрыл долину и противоположный склон.

А нам нужно было вовремя свернуть в нужный распадок противоположного хребта,
по которому мы планировали подняться на перевал.
Полное отсутствии видимости усложняло нам задачу.
Но карты, навигация, опыт ребят и внутреннее чутьё Миши, вывели нас в правильном направлении.
Мы повернули, переправились через ручей.

Теперь нам "туда" - на перевал.

Переправились через второй ручей, который сбегал по распадку.
Пришлось немного "навести переправу".

Вскоре туман рассеялся, но верхушки склонов всё-равно оставались в облаках.
Болот здесь уже не было, но зато начались камни.

Казалось бы несложное препятствие - подъём по курувнику - отняло у нас несколько часов.
С левой стороны камни были мельче. Но на середине этого небольшого, но крутого подъёма
машина должна сделать небольшой поворот.

Убрали несколько крупных камней.

Первая попытка оказалась неудачной. Машина скользила на мокрых от снега камнях.
Скользкие камни и потеря скорости на повороте не дали возможности выскочить на полочку.

Попробовали расчистить дорогу в другом месте.

Но потом вернулись к первому варианту. Решили поднимать машины на лебёдке.
Единственный камень за который можно было зацепиться находился метрах в 70 по склону.
Так что пришлось использовать все стропы и плюс трос от лебёдки.

Вытянув одну машину наверх, остальные две поднимали с помощью первой.

Погода не унималась: холодный ветер и снег, сыплющийся на нас то снежинками, то мелкой крупой.
Дальше был затяжной подъем, но тем не менее было уже проще:
галсами мы поднялись на самый верх перевала.

Обо на перевале

Мы надеялись, что с перевала мы увидим снежную вершину Отгон-Тэнгера.
Но горы были закрыты снежными тучами.
День клонился к закату, оставаться ночевать на перевале нельзя, и мы торопились
спуститься вниз к озерам, которые виднелись вдали.

Вершина перевала представляла собой огромное плато с болотами и камнями.

Петляя между камнями и болотцами, добрались до спуска.
На спуске сели на камень передним мостом.

Базовый лагерь у подножия горного массива Отгон-Тэнгэр. Высота 2700 м.
Несмотря на тёплые солнечные дни до +18 градусов, ночью температура опускалась до -10.
Вода в ручье перемерзала, на палатках появлялся лёд.

Потом был день отдыха и ремонта.


Подъем к вершине Отгон-Тэнгэр

А на следующий день был подъем на гору Отгон-Тэнгэр.

Отгон-Тэнгэр - (монг. Отгонтэнгэр — «юное небо») — высочайшая гора горного массива
Хангай в Монголии. Её высота составляет 4021 м. Гора расположена в аймаке Завхан.
Южная сторона горы Отгон-Тэнгэр — самая большая гранитная скала Монголии.
Отгон-Тэнгэр является традиционным местом поклонения буддийскому божеству — дхармапале Ваджрапани.

День был солнечный.
Штурмовая группа состояла из 5 человек и одной машины.
С базового лагеря нам не было видно даже макушки этой вершины.
Мы видели её только на картинках в кафе и закусочных попадавшихся нам по дороге,
куда мы заезжали перекусить "местными" горячими мантами или чебуреками.

Крутой затяжной подъем...

Начинаются сплошные "каменные ручьи"

Поднимаемся всё выше и выше. Камни всё крупнее.

И вдруг показалась снежная треугольная макушка горы. Это Отгон-тэнгэр!!!

Машина и трое ребят остаются на склоне. Мы с Михаилом, несмотря на усталость,
переходим по перешейку на другой хребет.

Отсюда восхитительный вид на долину с озёрами у подножия Отгон-Тэнгера и на сам ледник.

Вот ОН - красавец Отгон-Тэнгер!

Уже выезжая из долины на следующий день, прямо среди голой пустыни увидели пару
маленьких автобусов и разноцветную толпу людей. Это оказались школьники в национальных
ярких костюмах с музыкальными инструментами, приехавшие сюда к подножию хребта на праздник.
Сфотографировались с ними.

___________________________________________________________________________________


Первопрохождение по ущелью реки Буянт-гол

Прохождение по ущелью реки Буянт-гол было, наверное, самым сложным
в этой экспедиции, учитывая что у одной машины не работал передний мост.
Шли очень медленно, постоянные прижимы с обеих сторон вынуждали нас через каждые
200-300 метров переезжать реку в брод.


Потом Михаил назовет эту реку "река 1000 бродов".
Мы действительно сбились со счета, сколько раз мы перебирались с одного берега на другой.
Сначала нас это не пугало: река не широкая, не глубокая, берега пологие, широкие.
Даже машина с одним мостом самостоятельно выбиралась из воды.

Пройдя несколько километров, мы увидели молодого пастуха возле маленькой
юрты-шалаша из овечьих шкур. Стадо коз и овец паслось высоко на крутом склоне.

А ущелье тем временем постепенно сужалось, река становилась глубже,
течение стремительнее, берега круче, а камни в реке всё крупнее.

Сломанную машину теперь уже постоянно вытаскивали из реки на лебёдке.

Поменялся рельеф. Всё чаще стали преграждать путь каменные выносы и овраги.
Весь путь по ущелью представлял собой: спуск, подъём, прижим, брод... и опять всё сначала.

Прижим, длинной метров 50. Слева река. Но противоположный берег - крутой склон горы.
Справа - косогор с крутым подъемом и спуском.
Есть три варианта: 1.расчистить дорогу от камней, 2.пройти этот участок по реке 3.через косогор.

Выбираем 1-ый вариант. Расчищаем дорогу.

Иногда приходилось останавливаться и долго выбирать место переправы.

Базовый лагерь в ущелье. Ночёвка.

Второй день был полностью похож на первый: спуск, подъём, прижим, переправа...

Временами, глядя вперед на склоны гор, было ощущение что ущелье вот-вот совсем сомкнётся.
И тогда всё! только назад. А именно этого все и боялись.

Казалось, что конца этому ущелью не будет. Всё чаще повисал вопрос:
"А что там впереди? не будет ли тупика?"
Честно говоря, у каждого из команды проскользнула мысль сомнения в возможности прохождения.
Хотя внешне никто этого старался не показывать. И только наш руководитель, Михаил Некрасов,
был спокоен и уверен в успехе.
И когда команда начинала "скисать", он делал пешие разведки, либо поднимался повыше
на скалы отсмотреть рельеф. А возвращаясь, докладывал: Там впереди - всё здорово!

С его спокойствием и уверенностью мы смогли преодолеть все прижимы, броды,
и пройти там, где казалось, совсем нет пути.

Рельеф опять стал меняться на более пологий. Сначала мы увидели маленькую юрту пастуха.

Через несколько километров нам повстречались монголы на лошадях, дав нам надежду
на скорый выход из ущелья. Монголы показали нам пару мест для переправы и уехали
по конной тропе, которая шла по крутому, почти отвесному склону горы.

Мы двинулись дальше, всё время выискивая глазами хоть какой-то след от машины -
это бы означало, что ущелье не сомкнётся, а наоборот скоро закончится.
Несколько раз нам мерещился этот след. И когда вдруг мы действительно увидели еле
видимые на траве две колеи от шин, радости не было предела, а Юра даже кинулся
целовать дорогу!


Проехав ещё несколько километров и преодолев реку в брод ещё десяток раз, горы
неожиданно расступились, и мы вышли в долину, где стояла юрта, и удивленные
монголы радостно приветствовали нас.

Стоим на дороге. Позади нас ущелье реки Буянт-гол.

А это все участники экспедиции, с заросшими и обветренными лицами, но такие счастливые!
Некрасов Михаил (Барнаул, клуб "Алтай 4х4")

Горбик Евгений Алексеевич (президент Федерации Спортивного Туризма Алтайского края)

Астапенко Татьяна (Барнаул, клуб "Алтай 4х4")

Кудинов Юрий (Бийск, клуб "Русский экстрим")

Кудинов Александр (Бийск, клуб "Русский экстрим")

Круглов Алексей (Бийск, клуб "Русский экстрим")

Перетягин Андрей (Бийск, клуб "Русский экстрим")


P.S.

А всё-таки Монголия - красивая и контрастная страна.
вот, например, бескрайняя грустная долина...., и вдруг такая разноцветная "клумба" у дороги

Здесь встречаются очень интересные камни.
В прошлом году мы попали в долину "бородавчатых" камней

А в этой экспедиции - вот такие "дырчатые" камни

А этот камень напоминает окаменелую челюсть с клыками какого-то животного

Вот и закончилась экспедиция - сборная двух клубов и Федерации Спортивного туризма

А это наша родная Катунь - такая красивая в это время года! Мы дома!!!

Denikin
Аватар пользователя Denikin
Не в сети
Зарегистрирован: 03/07/2012
Из: Камень-на-Оби
Авто: Y61 "Ygrek"
Сообщения: 371

Фотоколаж и правда разнообразный. Сколько цветов и смен геогрфий местности) так и охот побывать там! Молодцы ребята! вдохновляете! аж завидуем! Smile

barmay
Аватар пользователя barmay
Не в сети
Зарегистрирован: 14/02/2014
Из: Барнаул
Авто: кукурузер 80
Сообщения: 15

Отличная экспедиция!!! Классный отчет!!! Молодцы!! Встретили вас на обратном пути в кафешке в Акташе. Судя по уставшим лицам всё удалось Smile

vvr
Аватар пользователя vvr
Не в сети
Зарегистрирован: 31/05/2009
Из: Барнаул
Авто: TLC 78
Сообщения: 33

Если не секрет, о каком участке ущелья идет речь? Где зашли, где вышли? Вверх по течению двигались, как я понял?

Владимир

Граков Роман
Аватар пользователя Граков Роман
Член клуба Алтай4х4КМС (кандидат в мастера спорта) по спорттуризму
Не в сети
Зарегистрирован: 30/10/2009
Из: Барнаул
Авто: Suzuki Escudo 1992 г.в.,Nissan Qashqai 2007г.в.
Сообщения: 435

Триндец, слов нет, одни эмоции!!!! Как все таки хочу в такую экспедицию Sad(

НИ ШАГУ НАЗАД, ВСЕГДА ВПЕРЕД!!!

Макси
Аватар пользователя Макси
Член клуба Алтай4х4АдминМастер спорта России по спортивному туризмуСпортивный судья 1-й категорииБарс Алтая III степени
Не в сети
Зарегистрирован: 11/03/2010
Из: Барнаул
Авто: есть права и опыт вождения
Сообщения: 778

Заходили от города Ховд, выходили в направлении города Дэлюн. Поднимались по реке Буянт-гол, пересекая Хребет Монгольский Алтай.

Сейчас готовится официальный отчет на Чемпионат России, где будут треки и подробное описание. В марте выложим его на сайт.

vvr
Аватар пользователя vvr
Не в сети
Зарегистрирован: 31/05/2009
Из: Барнаул
Авто: TLC 78
Сообщения: 33

Т.е. получается все ущелье? Был там со стороны Дэлуна и в прошлом году, и этом. Не представляю, как там можно проехать. Круто! Буду с нетерпением ждать подробный отчет.

Владимир