Карагем 2013
Экспедиция проходила по территории Кош-Агачского района Республики Алтай с 26 июля по 05 августа 2013г.
Порядок прохождения маршрута был видоизменен и в конечном виде выглядит так: Барнаул-Чибит-Джазатор-Аркыт-степь Самаха-Бельтир-Софийский ледник-Талдуринский ледник-перевал Карагем-Карагемская поляна-Бельтир-Елиново-Барнаул.
Участвовало два экипажа из Барнаула на автомобилях ТЛК 79 (Максим, Инна с сыном Григорием 8 лет) и Тойота Сурф (Аркадий с сыном Севой 11 лет), один экипаж из Красноярска на Коррандо (Сергей, Алена с дочерью Вероникой), один- из Бийска на Сузуки Эскудо (Слава, Люба с детьми ), который присоединился чуть позже, на пути к ледникам.
День первый.
Доехали до места первой ночевки перед с.Чибит без происшествий, по пути прокатившись по старому перевалу Чике-Таман. Расположились на уютной полянке за накрытым столом начали обсуждение предстоящего прохождения маршрута. Этот день ничем бы не запомнился, если бы вначале «юные джиперы» 11 и 8 лет не утопили котелок в реке, а спустя 10 минут два огромных камня неожиданно скатились с горы. Один из них раскидал в разные стороны стоящие с едой столы, другой с грохотом врезался в Корандик Сереги, благо угодил в железную защиту двигателя и ничего не повредил. После инцидента, лагерь был спешно перенесен. Однако, мы решили, что это нам знак свыше - быть внимательными и осторожными.
Объявление на заправке "Ника" нас не смутило, у нас все с собой
День второй.
Добравшись с утра до с.Кош-Агач, на всякий случай доехали до комендатуры для выяснения вопроса о необходимости получения пропусков. Получив ответ, что пропуска нам не нужны, мы взяли курс на Джазатор. Не имея опыта движения по степным «направлениям», мы запутались в многочисленных колеях, ведущих непонятно куда. В результате, потеряли около часа времени. Примерно через 20км. от Кош-Агача, перед подъемом в горку справа от дороги сделали остановку для осмотра малоизученного по сей день мегалитического комплекса, представляющего собой уложенные по кругу камни различного размера от 0,5 до 6 метров в диаметре. Внутренний диаметр сооружения составляет 60 метров. Тархатинский мегалитический комплекс (так его называют ученые) открыт в 1994году, но предназначение его так и осталось загадкой. Известно только, что данный комплекс представляет собой некую геомагнитную аномалию, внутри которой и рядом дают сбой компасы и навигаторы. В череде каменных глыб особо выделяется одна, по своей форме напоминающая кресло. Местные жители называют этот камень «Колыбель Сартакпая». Согласно преданиям, бесплодные женщины, совершив определенный ритуал, могли излечить свою болезнь.
Однако, не догадываясь о предназначении данного камня, добрая половина членов команды посидели на нем, что будет дальше – жизнь покажет
Доехав до пограничного поста, прошли процедуру регистрации довольно быстро (не более 15 минут). До Джазатора неплохая гравийка и два небольших перевала на которых Прадик так чадил, что заставлял идущих следом, вспоминать о городском смоге .
Средняя скорость на участке Кош-Агач-Беляши не более 50 км./час. К семи вечера добрались до Джазатора и отъехав от деревни примерно шесть километров, по мосту перебрались на противоположный берег р. Аргут, где и нашли подходящую поляну для ночлега.
День третий. Перевал «Верблюжья шея»
Вид на перевал с долины Аргута.
Утром выдвинулись в сторону слияния рек Карагем и Аргут. По дороге встретили Новосибирцев на Паджеро Спорт, которые только вернулись с Укока.
Перед перевалом пришлось сделать непредвиденную остановку, так как у Аркашиного Сурфа неожиданно прохудилось колесо. Замена произошла достаточно быстро.
С перевала Тьюмойнак — «верблюжья шея» открывается чудесный вид на высокогорную золотистую степь Самаха, разделенную на несколько частей прожилками лиственничных лесов.
Подъем и спуск с перевала представляет собой серпантинную гравийную дорогу шириной в одну машину с затяжными подъемами и спусками, иногда с хорошими боковыми кренами. Карманы хотя и есть, но встречаются не часто. Как выразился Серега: «Кату-Ярык – отдыхает». С перевала хорошо видно место слияния рек Коксу («синяя вода») и Аргута.
Прорезая себе путь через Катунский хребет, река Аргут образует пятикилометровый каньон и на участке Карагемского прорыва становится настолько бурной, что превосходит 6-ю категорию сложности.
Время прохождения перевала с учетом остановок на фотосессии составило около трех часов. Конечно, это не показатель, местные джигиты на шишигах и УАЗах пролетают его туда-обратно по несколько раз за день.
Спустившись с перевала на слиянии Карагема и Аргута решили пообедать и не успев расположиться, увидели как из-за гор стремительно надвигается грозовая туча. В срочном порядке мы провели обряд задабривания горных духов. На обряд было затрачено около 1 литра «крепких, крепленых и слегка разбавленных напитков». Обряд дал положительный эффект, туча разделилась на две части и разошлась по ущельям, обошла нас слева и справа, не намочив.
В поисках моста через Карагем поднялись вверх по долине, по дороге увидели брошенную Ниву без заднего моста. Хозяина рядом не было.
Переехав мост, вернулись вниз к Аргуту и нашли место для стоянки. Вечером занимались ремонтом Аркашиного колеса.
День четвертый. Степь Самаха.
С утра по быстрому добежали до с. Аркыт, поудивлялись, как живут люди в такой глуши и поехали назад. Перед перевалом остановились на ремонт Серегиного Корандика, заклинило задний тормозной диск, полностью вылечить не удалось, продолжали вечером. Обратный подъем в перевал без «допинга» оказался сложен и вызывал мандраж, этот недочет вскоре был устранен.
Спускаясь с перевала, пытались найти место для будущей стоянки на слиянии Аргута с Коксу и дорогу к нему. Сверху это казалось просто, а в итоге мы заблудились в «трех соснах». Проехав Самаху вдоль и поперек, пробравшись по косогорам, наши усилия были вознаграждены. Песчаный пляж, банька, построенная кем-то на берегу и панорамный вид на перевал «Верблюжья шея».
День пятый. Дорога на Софийский ледник.
Утром, собрав лагерь, отправились к следующей точке маршрута – к Софийскому леднику (стоянка на р.Аккол). Дорога начинается от с.Бельтир. Вернулись до М52, запрвились в Кош-Агаче и через Ортолык вышли на Бельтир, затем переправились по мосту через р. Чаган. После моста идет довольно сносная гравийка, далее небольшой перевал, после чего дорога спускается в долину реки Аккол и проходит вдоль двух озер: Акколь (Белое – вода в нем белая как молоко) и Караколь (Черное – вода в нем прозрачная). Дорогой все время вызывали по рации экипаж Славы Ивина, который, по всем расчетам уже был на подъезде.
Место стоянки находится на слиянии рек Аккол и Нижний Тураоюк.
Пожалуй, это единственное место, где можно сделать стоянку. Впереди слева небольшой висячий ледничок, справа вверх по ручью горка и небольшой водопадик. Впереди за поворотом – Софийский ледник.
Со стоянки открывается удивительная панорама долины реки Аккол.
К восьми вечера на связи появился Слава, а через час он уже ставил свою модную палатку, которая должна была сама разложиться за 2 секунды. Было забавно наблюдать, как он подкидывает её в небо, но фокус не получался и палатка плотным комком падала на землю. «Парашют» раскрылся с третьей попытки .
День шестой. Радиальный выход на Софийский ледник.
Еще накануне вечером наметили пеший выход к Софийскому леднику. Но Слава до последнего сомневался - идти пешком или все же поехать на машине. Как сказал бывалый автотурист из соседнего лагеря, проехать возможно только метров 300, дальше никак. Решили идти, заодно и провести разведку дороги. По нашим прикидкам до «языка» было километров 6-7. Скажу сразу, самое главное в пешем походе – это подходящая обувь. Если нет обуви - значит нужно ехать на машине.
Часов в 10 выдвинулись в сторону ледника. Где-то через пару километров показался Софийский ледник во всей своей красе. Погода стояла ясная, на небе ни тучки, ни облачка. Ледник сиял. Мы поспешили сделать групповое фото.
По дороге попадались суслики (как и везде), крупные сурки-тарбаганы (заснять не удалось, оказались проворнее любого фотографа) и красивый зверек, который не назвался, но позировал отменно.
Вблизи ледник не выглядел ни торжественно, ни празднично. Можно сказать, что все ледники вблизи одинаковы – «большое видится на расстоянии».
Дорожка до ледника только поначалу казалась нетрудной, в конце коленки дрожали от постоянного напряжения.
«Надо было ехать» - вечером говорил Слава.
День седьмой. Талдуринский ледник.
Утро было безнадежно испорчено. Приехал какой-то абориген на 80-ке, деловито ходил по нашему лагерю пока мы собирались, что-то невнятное говорил про то, что он тут хозяин и требовал денег. Денег мы естественно не дали. Почти всю дорогу до Бельтира ехали молча и только возможность сфотографировать «корабли пустыни» как-то разрядили обстановку. Но и после, абориген на 80-ке с кассовым аппаратом, еще долго всем мерещился .
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 13307 просмотров
Комментарии
Отчет класс!!! Представляю полученные впечатления которые пережиты участниками экспедиции...
спасибо всем, я как-будто снова побывал там...
с новым годом
Классный отчет! Прочитал на одном дыхании. Завидую, блин!
Безсонница птицею бьётся в окне... Не спится... Не спится... Не спиться бы мне!
Кусаем локти! Молодцы!
Отчёт прекрасный. Ждём треки, спасибо!
Пусть играет радива... http://qrz.ru/callsign.phtml?callsign=ua9zz
Молодцы! прчитав решили в этом году проехать по подобному маршруту)))
Уважаемые коллеги, небольшое предупреждение по этому маршруту! В прошлом 2020 году после стоянки на Софийском леднике, агрессивный абориген устроил по нам стрельбу из своего фигвама на склоне. Состав группы был 3 машины и мотоцикл. Было очень неприятно и страшновато так как с нами были дети. Чингачгук к нам докапался когда мы выезжали с полянки после фотосессии (если бы он пришел собирать мзду перед ночевкой то дали бы ему денег безпроблем). По приезду в цивилизацию сразу же сделали сообщение в Д/Ч Кош Агачского РОВД. Из душещипательного общения с полицией был сделан вывод о том что полиция прекрасно знает этого душевного человека, но так ни разу не нашли место в котором он прячет карабин. Всем добра! Берегите себя
pyssikat